Компания Salamander более 135 лет производит и продает обувь, за это время случались не только экономические кризисы, но и мировые войны, создавались новые страны и исчезали с карты мира целые государства. Проблема в том, что ни один новый кризис не повторяет предыдущий, поэтому большой опыт прохождения кризисов не гарантирует, что вы с успехом преодолеете новый. Мы также, как и другие участники рынка, были вынуждены принимать решения быстро и учится на ходу, становиться более мобильными и цифровыми, быть ближе к нашему потребителю.  Мир очень сильно меняется. Это приход на рынок потребления нового поколения, со своими приоритетами, которые отличаются от наших с вами. Тем не менее, мы находим с ними общий язык.

Справка

Salamander — немецкая обувная компания, основанная Якобом Зигле в 1885 году в городе Корнвестхайм. Торговую марку Salamander запатентовали в 1904 году. В 1937 году начали выпускать детскую обувь под брендом Lurchi. В 2000-х годах компания несколько раз меняла владельцев, входила в состав концерна EnBW AG, затем в холдинг EganaGoldpfeil. В 2009 году ara Shoes AG приобрела SALAMANDER GmbH и её зарубежные дочерние фирмы, а также права на марки Salamander и Lurchi. Сегодня ООО «Саламандер в России» имеет собственную розничную сеть в Москве и в других городах страны: в Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Омске.


Пандемия стала катализатором тех процессов, которые мы наблюдаем несколько лет. Если говорить о трендах, глобально мы отстаем от зарубежных стран на 3-5 лет. В разрезе пандемии временные рамки сузились.

Мы представлены на всех основных площадках российских маркетплейсов и уже несколько лет развиваем свой собственный интернет-магазин. За апрель и май наш оборот в онлайн увеличился в 3 раза. Это хороший результат, потому обувь все-таки специфический товар, многие люди предпочитают на нее посмотреть и примерить перед покупкой, убедиться в качестве, получить консультацию продавца. Тем не менее, когда магазины были закрыты, и других вариантов не было, наши покупатели пошли в наш интернет-магазин и другие площадки, где представлена наша продукция.


Топ-10 обувных сетей России смотрите здесь


Salamander представлен во всех европейских странах. Пандемия в России началась позже, чем там, мы отставали примерно на 2-3 недели. В феврале даже наши немецкие коллеги не понимали масштабы бедствия. У них ситуация с коронавирусом была совершенно нормальная. Поэтому нам был важен немецкий опыт, благодаря ему мы заранее начали подготовку к режиму самоизоляции, до того, как ее официально ввели в России. Самый ранний выход магазинов из карантина произошел в Австрии, там магазины открылись в конце апреля. Потом с определенными ограничениями начались открываться в Германии. Мы видели, как люди посещают магазины, как они совершают покупки, поэтому были готовы к тому, как будут развиваться события в России.

Могу сказать, что динамика восстановления спроса у нас даже более оптимистичная чем в Европейских странах, хотя в целом цифры похожие. В первый месяц после открытия в Москве, в начале июня мы потеряли более 65% посетителей, к концу месяца восстановились, получили минус 30%. В июле ситуация более-менее нормализовалась, и мы остановились на уровне минус 20% по трафику. Благодаря тому, что люди были ориентированы на совершение покупок, закрывали свои потребности, имел место отложенный спрос, конверсия была значительно выше, чем в прошлом году в это же время. За счет роста конверсии мы отыграли снижение трафика. В регионах, где магазины открылись позже, чем в столице, мы видим примерно такую же картину.


Мнение основателя ZENDEN о ситуации на розничном обувном рынке читайте здесь


Из интересных моментов могу отметить, что в пандемию, магазины в стрит-ретейле, особенно небольшие, показывают лучшие результаты, чем в торговых центрах. Туда люди с меньшей опаской заходят за покупками. Это характерно не только для России, но и для наших магазинов в Германии, Австрии и во Франции. Удивительно, что люди совершенно разных культурных пластов и национальностей реагируют примерно одинаково.


На основе выступления на онлайн-конференции «Ведомостей» «Торговля примеряет новую реальность»