Почему мы считаем, что кризис, вызванный и нефтью, и пандемией, решит сразу огромное количество проблем… производителя? Потребители станут рациональнее, игроки — честнее, мир — чище — это всё облегчит вход на рынок для бизнеса честного и избавит экономику от недобросовестной конкуренции, манипуляторов и прочей маркетинговой нечисти.

Картина осознанного потребления, к которому мы все стремимся и на которое надеемся, очень привлекательна. Но что она означает на практике? Если попытаться обобщить, то при помощи короткой цепочки логических умозаключений мы придем к простому, но не очевидному выводу. Осознанное потребление — это вовсе не про излишества и люкс. Это про пренебрежение ценой покупки в угоду более значимым и важным характеристикам. И, давайте будем честными до конца, это не только цена владения.

Осознанное или сознательное потребление как результат критического мышления — это еще и забота об экологии, поддержка локальных производителей или тех, кто помогает сделать мир лучше. Это игнорирование собственных второстепенных желаний в угоду блага всего общества…



Замечательная картина, вот только она никак не вяжется с представлениями о том, что в новом мире исчезнет люкс и все станут покупать что-то более простое, полезное, скромное… Предположения о том, что кризисы убивают верхние сегменты рынка раз за разом, кризис за кризисом, активно плодятся одной и той же категорией потребителей. Но это не предположения, это надежды. Надежды на то, что мир приблизится к тому потреблению, которое типично для них самих.

Вот кризис пройдет, все одумаются и будут покупать то же, что и я — так из отстающего я превращусь в возглавляющего. Этакий рыночный эквивалент теории классовой борьбы. Но это крайние случаи, конечно. Более широкая и гладкая трактовка — это не переход на приобретение товаров низкого качества, а осознанное потребление. Под которым мы снова подразумеваем «меньше и дешевле»… И такое справедливо не происходит каждый раз. Потому как на осознанное потребление даже у покупателей среднего сегмента нет денег. А в кризис больше всех страдают именно они.

Что же происходит в реальности? Потребление как было осознанным, так и остается — у той небольшой прослойки обеспеченных клиентов, которые могут поделиться своими доходами, делая выбор не в пользу самого оптимального по сочетанию цены и ценности, а незримо спонсируя тех, кто хочет приносить пользу или хотя бы минимизировать наносимый природе и обществу вред. То есть покупая у локальных, социально ответственных, «био», «эко», fair trade и т.п. Ну или, иными словами, вызывая гнев и осуждение тех, кто «осознанным» называет лишь покупку самого дешевого.

Для остальных покупателей осознанное потребление остается недостижимой роскошью как с точки зрения доходов, так и с точки зрения морально-этической. А порой и того и другого. Поэтому вместо трансформации потребления сначала идет резкий спад, а потом подъем: такой же резкий в люксе и более плавный, зависящий от скорости выхода из рецессии и экономического подъема — в других сегментах.

Сначала место ожидаемой рациональности занимает абсолютно иррациональная экономия — цена покупки становится определяющей элементарно в силу отсутствия большего количества финансовых ресурсов. Игроки, ухватившись за падающий рынок, готовы на всё, чтобы удержать спрос в своих руках.

Вопросы, не связанные с базовыми функциями и потребностями, уходят на второй план по сравнению с личными выгодами. То есть «звериный оскал капитализма» уже проявился у всех в свойственной для них степени. 



Но… это устраивает всех: и поставщиков, и покупателей. Хотя, чисто теоретически, именно время сокращения потребления и есть момент формирования будущей осознанности выбора и покупки.

Именно сейчас мы должны не купить самое дешевое, а поддержать самого близкого (производителя). Именно сейчас мы должны не максимизировать у себя накопления, а тратить всё, помогая бизнесу, который, в свою очередь, будет тратить свои деньги, помогая зарабатывать нам. Сейчас мы должны поддержать рублем тех, кто делает честнее. Тех, кто платит все налоги и белую зарплату. Тех, кто работает только на российском (сырье), тех, кто не инкорпорирован за рубежом… И так далее. И тогда, чисто теоретически, повторюсь, мы начнем воспитывать в себе «осознанность». Помогая бизнесу выдержать это испытание. Но готовы ли вы как потребитель тратить больше и покупать дороже именно сейчас?

Нет, не готовы. Поэтому качественный сдвиг на рынке и не произойдет. На нем куда больший шанс выжить имеет тот, кто изворачивается, манипулирует и делает максимально дешево без лишней застенчивости по поводу качества своего продукта. Тот, кто готов удешевлять и удешевлять, следуя за падением покупательной способности и стремлением покупать дешевле и дешевле… Поэтому и итог будет такой же, как всегда. Осознанное потребление будет и дальше двигать прогресс, но останется в своих узких рамках. А показательное потребление замрет ненадолго и воспрянет с новой силой.