Ретейл в непростой ситуации. Все бизнесы этой сферы — и маленькие и большие — точат ножницы и режут свои затраты. Просто ножницы у всех разные: у кого-то пока маникюрные, у кого-то — садовые, а кто-то уже взялся за топор и рубит все вокруг под корень.

Очень многие задумались о банкротстве. Хотя, по словам коллег-юристов, попытки прямого диалога на эту тему с ретейлерами, предпринятые за последний месяц, моментально уводили разговор в негатив или вовсе его обрывали.

Но все мы люди взрослые и трезво смотрим на ситуацию. А значит, должны как минимум держать такой вариант развития событий в голове.

Всех ретейлеров по их отношению к теме банкротства можно условно разделить на четыре группы. Первая — это те, кто признает, что долги есть, ситуация — швах, и планирует банкротство. Вторая — это те, кто видит накопленные долги, но банкротиться не хочет и настроен защищать свой бизнес до последнего. Третья — это те, кто внимательно просчитал финансовую модель и понимает, что если через пару месяцев продажи будут такие же слабые, то банкротиться придется, а если ситуация выправится — то нет. Но, поскольку вероятность не исключена, хочет уже сейчас подготовиться к возможному банкротству. И четвертая группа — те, кто хорошо себя чувствует, о банкротстве не думает и уверен, что бизнес в этот кризис устоит.

Правда, по опыту, даже последняя группа благополучных ретейлеров не может чувствовать себя в абсолютной безопасности. Потому что у каждого бизнесмена есть контрагенты, а дела у многих из них не очень хороши. Спросите, какой тут риск? Вот история из жизни. Звонит ретейлеру партнер и говорит: «Купи мой склад носков со скидкой 50%. Мне очень деньги нужны». Выгодная сделка? Конечно. Ретейлер покупает носки, потому что верит в себя и в завтрашний день, а контрагент что-то не досчитал в своей модели и свалился в банкротство. Приходит конкурсный управляющий. Как он отнесется к этой сделке? Скажет, что ретейлер молодец, что денег контрагенту дал, или что он ему недоплатил (а вот если бы купил товар по полной цене, то это спасло бы предприятие)? Конечно, вариант номер два. И ретейлер оказывается в зоне риска — его сделку могут попытаться оспорить.

Чтобы завтра не оказаться в неприятной ситуации, советую уже сегодня сделать несколько простых действий. 

Во-первых, проведите глубокую инвентаризацию обязательств: кому должны вы и кто должен вам. Жестко поработайте с дебиторкой, забыв про теплые отношения и сочувствие к контрагентам. Ваш бизнес сегодня нуждается в деньгах, как в кислороде. И денег, которые вам должны, вы можете просто не дождаться. Поэтому соберите волю в кулак и пишите претензии. Это то, что называется must have.

Во-вторых, организуйте себе подушку безопасности. Если ее нет, прямо сегодня начните откладывать впрок хотя бы микроскопические средства.

В-третьих, оптимизируйте расходы на персонал. Есть разные варианты — от увольнения до отправки в отпуск за свой счет. Выберите тот вариант, который оптимален сейчас для вашего бизнеса.

В-четвертых, пересмотрите структуру бизнеса. Если в рамках юрлица с основными активами есть убыточное направление, постарайтесь его оттуда вывести, чтобы защитить основные активы. Частичный перевод функций на другое юрлицо нужен не для того, чтобы кого-то кинуть, а чтобы выиграть время, попытаться заработать и побольше отдать долгов. В этом случае возникнет гибкость бизнеса.

Если вы видите, что дело катится к банкротству, подготовьтесь к этой ситуации уже сейчас. Что нужно сделать?

1. Подготовьте формальную сторону дела, ту же отчетность. Сделайте инвентаризацию своих активов, проверьте их реальность. Уточните, перед кем и в каком объеме имеется кредиторская задолженность, нет ли у вас безнадежной дебиторской задолженности. Проведите ревизию первичных документов по сделкам за последние 3 года. Проверьте наличие всех закрывающих документов по дебиторам, запросите акты сверки.

2. Убедитесь, что ваши корпоративные документы (устав, ОГРН, ИНН, протоколы собраний, в частности, об одобрении сделок) приведены в надлежащий вид и не утеряны.

3. Проконтролируйте финансовые потоки, избегайте необоснованных трат.

4. Отслеживайте судебные процессы. Проверяйте на федеральном ресурсе, нет ли сообщений о чьем-нибудь намерении обанкротить вашу компанию.

5. Разработайте план по предупреждению банкротства и по выходу компании из кризисной ситуации. Если банкротство произойдет, вас будут спрашивать: а что вы делали, как вели переговоры, что предлагали кредиторам? Наличие плана и доказательства вашей активности снизят риск субсидиарной ответственности. А сегодня, к сожалению, довольно часто долги бизнеса перекладывают на собственников.

6. Оцените риски субсидиарной ответственности.

Совсем недавно в нашем государстве появился закон «О моратории на банкротство». Он вступил в силу 1 апреля этого года. Мораторий вводится по решению правительства РФ. Оно определяет срок этого моратория (раньше было до 6 месяцев, теперь срок может быть любой) и ОКВЭДы организаций, которые могут рассчитывать на эту защиту.

В чем суть моратория на банкротство? Если кредитор подаст иск о банкротстве компании из «мораторного списка», этот иск не примут к рассмотрению, и банкротство не объявят. Фирма продолжит работать, торговать. Никаких ограничений по расчетному счету у нее не будет, и обязанность собственника лично подать иск о банкротстве будет отложена на срок действия моратория.

Почему это так важно? Дело в том, что у нас в законе есть общее требование: если лица, которые управляют бизнесом, понимают, что они его не вывезут, они обязаны податься на банкротство. Мораторий это обязательство замораживает. Во время его действия собственник может попытаться выправить свои дела.

Да, на деятельность «мораторных должников» накладываются значительные ограничения. Нельзя, например, производить зачет с контрагентами; нельзя выплачивать дивиденды и распределять прибыль между участниками организации; нельзя совершать сделки по отчуждению имущества стоимостью более 1% от балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату и сделки по принятию на себя обязательств или обязанностей. Тем не менее компания получает второй шанс. И, только если она этот шанс не сможет реализовать, будет объявлено банкротство. При этом период моратория из всех сроков банкротного процесса вычтут. И бизнесмен потеряет возможность самостоятельно подать иск о банкротстве компании. А значит, и возможность это банкротство контролировать.

Из выступления на вебинаре «Юридические аспекты пандемии: что делать ретейлерам», организованном PБК Pro и экспертом Борисом Агатовым