Если говорить про 2020 год, мы оказались самой пострадавшей сеткой. Наша долгосрочная стратегия присутствия в больших торговых центрах, которые были магнитами для трафика, особенно если брать «МЕГИ» со 100 тыс. клиентов в день, обернулась тем, что, когда они закрылись мы провалились в такую пропасть, о которой никогда не могли подумать. В январе-феврале мы сидели и не знали, как привлечь покупателя в магазин. Потом Сергей Семенович Собянин объявляет об ограничениях и понеслось. Отдел маркетинга можно было распускать, они больше не нужны – люди сами пришли, только грузи больше. В марте у нас был прирост 90%. Потому что когда было сказано «Ребята, караул!» у всех сработал «инстинкт «Ашана», все вспомнили, что есть большой магазин с низкими ценами и нужно ехать туда.

Мы пережили эти телеги с гречкой, растительным маслом и консервами. «Ашан» был первой сетью, которая встретила это покупательское цунами. Мне позвонили все, кто мог, сказали «вы вообще работать не умеете, все стоят полные, а вы одни пустые». На что я сказал «еще три дня и все тоже опустеют». И все конкуренты тоже опустели, просто мы приняли первый удар. Потом было два месяца тишины, в июне трафик начал стабилизироваться, людей выпустили. Сейчас мы входим во вторую волну. Если смотреть на наши цифры, появляется ощущение, что люди опять закупаются впрок, потому что в декабре все опять ограничиться. Люди подумали, что лучше сейчас купить подарки и новогодние игрушки, шоколад и алкоголь чтобы потом спокойно сидеть по домам и готовится к новому году.

Что касается следующего года, наверное, он будет достаточно непростым для всех. Потому что нужно будет перепрыгнуть базу первого полугодия. Когда мы летели вниз, коллеги по цеху рапортовали о приросте в 20-30%. Нам будет легче за счет низкой базы апреля и мая, наверное, мы покажем плюсовую историю. Но магазинам, которые сделали профит и сорвали этот куш, будет достаточно непросто. Что будет с потребительским поведением непонятно. Все цены растут. Сахар будет стоить в два раза дороже, чем он стоил в марте. Тогда мы его покупали по 24 рубля и продавали по 27-28 рублей. Сейчас он стоит 50. Тоже самое будет с растительным маслом. Поэтому когда говорят о том, что рынок будет расти, я не уверен, что он вырастет за счет потребления. Рынок растет, когда растет количество единиц. Это происходило с 2005 года, когда мы продавали в первый год, условно, одну бутылку, в следующий две, потом три. Это рост, классический рост потребления. А то что происходит сейчас. Если пересчитать российский ретейл в долларовом эквиваленте, насколько он вырос? Он похудел! Практически в 2,5 раза.

Очень оптимистична оценка падения доходов населения на 3%. Учитывая, что происходит с валютой и импортной составляющей. Каждый понедельник я лично просматриваю все тарифы и утверждаю их, вижу что происходит с ценами на электронику, на текстиль. Если текстиль мы в этом году хеджировали по 75 рублей, сейчас он будет хеджироваться по 97 за евро. Я думаю, все будет стоить очень дорого, сможет ли население это переварить – большой вопрос. Все наши рублевые зарплаты в долларовом или евровом эквиваленте похудели на 20% как минимум. Будем жить долго, но мучительно. Пока не стабилизируется ситуация с ковидом, как минимум. Я вижу информацию от своих европейских коллег, там не лучше ситуация, закрыли весь нонфуд. Игрушки и новогодние декорации стоят колом, а через два месяца они никому не будут нужны.

Из выступления в рамках конференции «Неделя ритейла 2020»