У каждого крупного ретейл-бренда есть свои штатные проектировщики, архитекторы и дизайнеры. Они строго следят за тем, чтобы все требования по отделке помещения в рамках бренд-бука компании были соблюдены. Это касается материалов, тканей, фурнитуры, комплексного визуального оформления. И не важно, находится ли магазин в Нью-Йорке, Сингапуре или Москве — покупатель должен прямо с порога окунуться в уникальную фирменную атмосферу.

В России штатные дизайнеры западных брендов, как правило, экспаты. Это значит, что они могут очень профессионально разбираться в дорогих породах древесины и оттенках итальянского мрамора, но, как только речь заходит о российских СНиПах и других строительных требованиях, они разводят руками и зовут на помощь российскую проектную организацию.

А как иначе? Ведь статусные магазины обычно появляются в центре города, в зданиях-памятниках, за сохранностью которых строго следят надзорные органы. Одно неверное движение — и вместо прибыльного бизнеса получишь огромный штраф.

Москвичи, наверное, помнят легендарную расстекловку витрин в ГУМе — обычные стекла вытащили и заменили пуленепробиваемыми под требования часовых и ювелирных торговых марок. Через какие тернии согласований в Минкульте пришлось пройти архитекторам и инженерам проекта — не передать.

Внутреннее убранство магазинов в центре города — настоящая шкатулка с сюрпризами. Узнать, из чего и как сделана «вон та лестница» или «вот эта стена», можно только в процессе работы, поскольку чертежи утрачены и в архивах информации минимум. Поэтому приглашенные для отделки бутиков инженеры обычно дуют на воду: применяют максимально щадящие материалы и по каждому вопросу получают согласование. Да, затраты времени и денег на создание магазина в историческом центре оказываются в 2 раза больше, чем на такой же магазин за его пределами. Но это того стоит.

Кроме того, каждый бутик уникален. А это значит, что можно месяцами ждать камень из Франции, балясины из Индии, мебель из Италии и кофемашину из Швейцарии. И не потому, что кто-то не хочет прислать их побыстрее, а потому, что у заказчика есть жесткие требования даже к цвету мерной ложки для кофе и прожилкам мрамора для пола. Кстати, вместе с мрамором вам наверняка пришлют пошаговый чертеж с пронумерованными панелями и описанием, как именно их класть. И отступить от него смерти подобно.

Отдельная фишка при создании таких магазинов — их безопасность. Например, в ГУМе есть собственная круглосуточная пожарная часть. И все нормы строители магазинов согласовывают не только с городскими властями, но и с экспертами этой части.

А если же бутик парфюмерный, то предъявляются отдельные требования не только к пожарной безопасности (духи вообще-то огнеопасны), но и к вытяжке. Какофония из ста ароматов — удел сетевых магазинов. В бутике покупатель должен слышать только те духи, которые решил попробовать.

Очень интересные решения бывают у продуктовых магазинов «высшего эшелона». Например, тех, что продают черную икру и шоколад. Для них подрядчики делают не только холодильные витрины, но и уникальные системы кондиционирования, которые поддерживают свежесть продукции. А для винных бутиков и сигарных клубов проектируют отдельные помещения для хранения товара — темные комнаты с жестким контролем уровня влажности. В зале таких магазинов выставлены так называемые витринные образцы — можно изучить бутылку и этикетку до последней буквы. Но при покупке всегда принесут экземпляр из «правильного» хранилища.

Что касается бутиков одежды и аксессуаров, то для них очень важен свет. Он должен быть мягким, «льстить» покупателю, но при этом не должен изменять цвет ткани или камней (если речь о ювелирном магазине). «Вау-эффект», когда клиентка выходит на улицу с юбкой, которая при дневном свете изменилась до неузнаваемости, серьезным магазинам не подходит.

Зонирование пространства бутика — также отдельная тема «высоких» брендов. Есть в центре Москвы один часовой магазин, где вроде все как у всех: огромные деревянные двери с латунными ручками, диваны, витрины. Но… есть возможность спуститься в подвал и в тишине изучить бесконечную полку часовых каталогов со всего мира и заказать, скажем, Cartier как у Кеннеди. Если от изучения полки отвлекает работа, тут же можно провести переговоры или ответить на рабочее письмо. Все условия созданы, только бы покупатель не покинул волшебный подвал с пустыми руками.

Дьявол, как известно, в мелочах. Концентрация стиля и роскоши на небольшой площади всегда требует особенных умений от архитекторов, дизайнеров и строителей. Но по-настоящему эксклюзивный интерьер добавляет капитализации владельцу. Он притягивает нужную целевую аудиторию и демонстрирует истинные ценности бренда.