Талант видеть позитив в любых внешних изменениях — это лучшее, чем может обладать homo sapiens. Сегодня у нас на повестке две напасти. Первая называется «нефть — рубль — капец». Она регулярно повторяется. И нынешний кризис тут явно не последний, а очередной. Все привыкли, что портфель консервативного инвестора в России выглядит так: половина — валюта, вторая половина — консервы (гречка, туалетная бумага и т.д.).
Все это мы уже проходили. Нет сомнений, что справимся и на этот раз в лучших традициях последнего 20-летия.

Вторая напасть страшнее, потому что новая не только для России, но и для всего мира, — коронавирус, лекарства от которого пока не придумали. В принципе и одной эпидемии было бы достаточно для серьезной мобилизации. А тут две проблемы совпали во времени и пространстве. Но я все-таки считаю, что мы можем исполнить хит Масяни «Всё отстой, но не пипец!». Потому что даже в самой трудной ситуации есть место позитиву.

На данный момент топ-5 причин не унывать выглядит так:

1. Порядок снаружи
Собственники торговой недвижимости получили уникальную возможность навести порядок в отношениях с арендаторами и поставщиками. Задача максимум: сохранить их на прежнем уровне. Но здесь, как с тещей, поздравляя которую с 8 Марта важно не сорваться на крик. Тренируйте стальную волю и железные нервы. Пользуйтесь принципом братьев ALDI, создавших самую успешную сеть продовольственных магазинов Германии после Второй мировой войны: «Живи сам и давай жить другим». Думайте не только о себе, но и о партнерах. Не губите их!

2. Порядок внутри
Когда оказываешься с людьми в одной спасательной шлюпке и совместно гребешь и рулишь, получаешь шанс узнать их получше. В легкой буржуйской концепции Уоррена Баффетта это правило звучит так: «Лишь с началом отлива можно понять, кто купается голышом». Вы реально поймете, с кем работаете, и испытаете на прочность свою команду. «Нам не нужны попутчики, нам нужны соратники!» — так цитировали Ильича в моем советском детстве. И ведь не поспоришь. В беде сразу видно, кто трудяга, а кто «планктон-балласт». Отличный шанс стряхнуть лишнее и плыть дальше.

3. Развитие сервиса
Сейчас отличное время для развития разнообразных видов сервиса. Например, уже появились точки общепита, чьи шеф-повара готовы завершить приготовление еды и подать все красиво на дому у заказчика. Ребята из «Лепим-Варим», например, и налепят, и наварят, и свежачок примороженный домой привезут. Красавцы! Отличный пример для тех, кто раньше насчет сервиса не особенно заморачивался. Огорчительно, правда, те, кто ранее был заточен под этот самый сервис, на фоне ажиотажного спроса сдуваются на глазах. Например, «Утконос» на днях обратился к клиентам с заявлением, что не справляется с доставкой онлайн-заказов, хотя и набрал новых сотрудников, и предложил активнее пользоваться продуктоматами. Дело хорошее, но, может, стоит пошустрить и покреативить? А то ваш шанс точно пролетит мимо кассы.

4. Время перестройки
Некоторым бизнесам давно нужна перестройка. Иногда вопрос даже стоит ребром: обновись или умри. Но для решительного шага не хватало волшебного пенделя. А вот и он! Ошибки, просчеты, слабые места — все стало очевидным и точно само не рассосется. Действуйте! Некоторые решения и действия могут вызвать структурные изменения, могут привести к ликвидации отдельных продуктов, к смене партнеров. Больно — согласен. Но ваши организационные инновации оздоровят компанию и подарят ей шанс на выживание.

5. Создавать новое
Кризис — хорошее время для создания нового бизнеса и обновления старого. Дешевеет аренда, сырье, рабочая сила — сплошные плюсы. Конечно, для тех, у кого есть капитал.

А главная беда всех кризисов — люди, которые попытаются заработать на чужих трудностях. Главное на нарваться на них в эпоху перемен. Хорошо было бы создать общероссийский список неадекватных предпринимателей. Думаю, у всех игроков рынка есть такие списки со времен прошлых кризисов. Просто их можно было бы объединить. Это сохранило бы дельным людям много сил и денег. Желаю всем использовать возможности