В Финляндию едут за санкционными продуктами — качественными сырами, мясными деликатесами, рыбой, кофе, сладостями. Едут и обновить гардероб, поскольку качественные вещи стоят дешевле, чем в России, к тому же на возврате tax free можно прилично сэкономить. До границы с Финляндией из Петербурга всего 2 часа пути, а первые гипермаркеты и торговые центры, построенные в расчете на россиян, можно найти в нескольких минутах езды от пограничного перехода.

Сотни тысяч «квадратов»
Значительная часть торговых объектов в Южной Карелии (регион Финляндии, который граничит с Россией) рассчитана на туристов, а не на местное население. В Лаппенранте, городке с населением 70 тыс. человек, в Иматре (30 тыс. человек), а также в общине Виролахти (3,5 тыс. человек) работает более десятка торговых центров и крупных магазинов, построенных исключительно для россиян. Среди них можно отметить Armada, Family Center, Galleria, IsoKristiina, Opri & Weera в Лаппенранте, Liikekeskus Koskentori & Mansikkapaikka в Иматре и Zsar в Ваалимаа.

По данным Финского совета торговых центров, самый крупный молл в Лаппенранте — IsoKristiina (общая площадь комплекса — 34,1 тыс. м2, арендопригодная — 28,9 тыс. м2) — в 2018 году посетили 4,2 млн человек. Объем продаж за прошлой год составил 88 млн евро. У ТЦ Galleria в Лаппенранте в год было 2 млн посетителей, у ТЦ Armada — 1,3 млн. Основную выручку им делали россияне.



Большинство приграничных торговых центров было построено в тучные 2000-е годы, когда евро стоил меньше 40 рублей и даже пенсионер мог позволить себе однодневный шоп-тур.

Абсолютный рекорд по количеству шенгенских виз, выданных Генеральным консульством Финляндии в Петербурге, был поставлен в 2013 году — тогда было оформлено 1,2 млн виз. А затем в 2014 году на фоне политического кризиса и падения курса рубля количество россиян, оформляющих визы, стало снижаться. В 2016 году число выданных виз в Петербурге упало почти в 4 раза, до 350 тыс. штук. Затем постепенно ситуация начала выправляться. В первом полугодии 2019 года финское консульство приняло от россиян около 330 тыс. заявлений на визы.

«За январь-июнь 2019 года было принято на 15% больше визовых заявлений, чем в аналогичный период прошлого года. Влияние на рост количества заявителей, предположительно, оказали стабилизация курса рубля, а также его незначительное укрепление», — сообщили MarketMedia в Генеральном консульстве Финляндии в Петербурге.



«Туризм из России в юго-восточную часть Финляндии сократился с 7,2 млн визитов в 2014 году до 4,8 млн в 2016-м. После чего количество посещений увеличивалось незначительно, составив 5,5 млн в 2018 году», — отмечает консультант отдела представления интересов инвесторов CBRE Финляндия Аннамари Конттинен. По ее словам, общая площадь продуктовых магазинов в юго-восточной части Финляндии за время кризиса сократилась на 4,4 тыс. м2, но в последние годы снова выросла на 18 тыс. м2 и в 2018 году достигла 69 тыс. м2. Что касается розничных продаж товаров, то их общий объем в период с 2014 по 2016 год снизился на 23 млн евро в год, в том числе продажи товаров повседневного спроса упали на 8,7 млн евро. Крупные финские ретейлеры пытались адаптироваться к ситуации и начали предлагать варианты сокращения расходов на шопинг в Финляндии, например возможность сэкономить на стоимости проезда. Так, туроператор «СканТур» совместно с сетью супермаркетов LIDL в 2017 году запустил бесплатные туры в Финляндию. Стоимость поездки оплачивает LIDL, при условии покупки у них продуктов на сумму не менее 100 евро. Через год ситуация начала восстанавливаться: в 2018 году общий объем розничных продаж в продуктовых магазинах приграничной зоны достиг 350 млн евро, отмечают в CBRE Финляндия.

Магазины опустели
Но до улучшения ситуации дожили не все ретейлеры. Из-за резкого падения турпотока зимой 2016 года в Иматре, рядом с МАПП Светогорск, закрылся Laplandia Market компании Atma Trade Oy group финского предпринимателя сирийского происхождения Мохамеда Дарвича. В магазине продавались продукты, бытовая химия (особым спросом у россиян пользовался финский Fairy) и другие товары, рассчитанные на покупателей из России.

Не пережил кризис и другой проект Дарвича — торговый центр Grand Orchidee в Лаппенранте. Изначально он был рассчитан на продажу одежды, обуви и аксессуаров дорогих брендов. Но из-за девальвации рубля платежеспособность россиян сильно упала. В результате посетителей в ТЦ было мало. В 2015 году Дарвич сдал молл в аренду компании Trendy Italy Oy с российско-итальянскими учредителями, которая переформатировала торговый центр в аутлет, теперь в нем стали продавать вещи из старых коллекций со скидкой 30-70%. Но и этот проект не был успешным.  Он не выдержал конкуренции с более крупным торговым центром, работающим по такой же модели, Zsar Outlet Village, который открылся в ноябре 2018 года в полукилометре от российско-финской границы (МАПП Ваалимаа — Торфяновка). В марте 2019 года Grande Orchidee Brand Outlet Сentre был закрыт. Общий объем инвестиций в более успешный Zsar Outlet Village составил 60 млн евро, из них 50 млн вложили собственники, среди которых финский инвестфонд Ajanta Oy, финская госкомпания Tesi и около 30 частных инвесторов, еще 10-15 млн евро в обустройство магазинов инвестировали бренды.

Член правления компании Zsar Oy, владеющей Zsar Outlet Village, Сами Вайниомяки в интервью MarketMedia рассказал, что доля покупателя из России растет: при запуске торгового центра их было 15-17% от общего числа посетителей молла, сейчас — уже 30%. При этом россияне тратят в 3-4 раза больше финнов. Средний чек у русских туристов составляет 150 евро, рекорд — покупки на 5,5 тыс. евро за день. Самые популярные бренды у россиян — Armani Outlet, Hugo Boss, Adidas и Liu Jo.

«Чтобы поддержать спрос со стороны россиян, мы планируем запустить специальные автобусы- шаттлы из центра Петербурга до аутлета. Прибыв на них в Финляндию в 10 утра, гости смогут целый день посвятить покупкам и развлечениям, а вечером отправятся обратно», — пояснил Сами Вайниомяки.

По словам руководителя отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate Ольги Кожевниковой, в Zsar Outlet Village более демократичный ассортимент брендов, чем у ТЦ Grande Orchidee, который был рассчитан исключительно на люксовый ассортимент. «Популярность нового аутлета во многом обусловлена сокращением платежеспособности российского покупателя», — отмечает эксперт.

Новые инвестиции
Восстановление турпотока добавило оптимизма инвесторам. В приграничной зоне уже заявлено несколько новых проектов. По словам Сами Вайниомяки, в 2021 году Zsar Oy начнет строить вторую очередь торгового Zsar Outlet Village площадью 8 тыс. м2. Там будет 45 новых магазинов. Проект хотят реализовать за год, вложив в него еще около 20 млн евро. После запуска второй очереди общее число магазинов в комплексе увеличится до ста.

К концу 2020 года у Zsar появится конкурент. Компания Vaalimaan Kauppakartano Oy (магазины под брендом Rajamarket представлены в пяти приграничных городах) выходца из России Сергея Ананьева запросила у муниципалитета Виролахти разрешение на строительство торгового центра рядом с пограничным пунктом Торфяновка. Инвестиции в ТЦ площадью 18 тыс. м2 составят 20 млн евро. Разрешение на строительство инвестор рассчитывает получить в конце сентября — начале октября 2019 года, открытие запланировано на декабрь следующего года. По данным Yle, в торговом центре планируется разместить как минимум один продуктовый магазин, а также большое количество специализированных бутиков.

В IPG.Estate прогнозируют, что якорным арендатором в новом торговом центре Сергея Ананьева станет магазин Rajamarket, работающий в среднем ценовом сегменте. «Это позволит предложить полную ценовую линейку для российского потребителя, отправляющегося за покупками в Финляндию, — полагает Ольга Кожевникова. — Я не думаю, что это существенно изменит покупательские предпочтения в СЗФО. Кто ранее не совершал шопинг-туры в Финляндию, скорее всего, не будет это делать и в будущем. А для тех, кто регулярно пересекает границу, торговля однозначно станет ближе».

P.S.

Уже после выхода материала стало известно, что Финляндия с 1 сентября откажется от упрощённого порядка выдачи виз и начнет запрашивать у россиян те же документы, что и другие страны Шенгенского соглашения. Будет нужно предоставить все подтверждающие документы о поездке: билеты и бронь из отеля, письменное описание маршрута, а также справку с места работы с информацией о зарплате, выписку из банка за 3 предыдущих месяца или свидетельство о праве собственности на недвижимость в России.

До сих пор для получения финской визы было достаточно заполнить анкету, купить медицинскую страховку и оплатить визовый сбор.

MarketMedia попытался выяснить в генеральном консульстве Финляндии Петербурге, коснутся ли новые требования путешественников, которые ездят в однодневные шопинг –туры. Там пояснили, что для однодневных поездок и шоп-туров достаточно приложить свой план поездки и/или билеты, либо какую-либо иную бронь. Обновлённый список документов будет опубликован на сайте Визового центра Финляндии на английском и русском языках в течение августа 2019 года.

«Это общие требования ЕС для получения шенгенских виз в России. Подтверждение доходов и описание маршрута, по крайней мере, нам из Финляндии кажется довольно простым требованием. Поэтому беспокойства эта новость у нас не вызвала. Уменьшения потока туристов в наш молл мы пока не прогнозируем, — говорит менеджер по маркетингу Zsar Oy Евгения Герасимова. — Но, вполне возможно, что количество так называемых «откатчиков визы» в Финляндию с введением новых правил уменьшится. Но они, как правило, ограничиваются в своих поездках покупками продовольственных товаров».

(абзац добавлен 01.08.2019, 13:30)

«Несмотря на нововведение, по итогам года мы прогнозируем рост количества пассажиров на маршруте из Санкт-Петербурга в Финляндию до 12%», — уверен Райт Реммель, генеральный директор АО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group). По его словам, консульство Эстонии давно запрашивает аналогичные подтверждающие документы для оформления визы, но особых проблем у ходатайствующих в связи с этим не возникает. «Ведь подтверждающими документами, в том числе, могут быть копии билетов на автобус, выписка с банковского счета и т.д., не только бронь отеля», - отмечает Райт Реммель.

(абзац добавлен 01.08.2019, 14:20)

Мне кажется, что Финляндия еще не до конца оправилась от кризиса 2014 года, когда покупательная способность российских туристов упала в 2-3 раза, и розничная торговля в Финляндии серьезно пострадала. Вероятно, принято решение восстановить объемы рынка за счет крупных проектов. Надо отметить, что инвесторы этих проектов — не только финны, в них участвует и российская сторона. Возможно, девелоперы таких моллов хотят сыграть на соседстве стран и заменить в контексте шопинга Центральную Европу (например, Милан) петербуржцам. Не думаю, что эта тенденция как-то угрожает торговому сектору в Петербурге, так как эти поездки и покупки все равно будут целевыми. Насколько я знаю, финны ездят в Петербург за алкоголем, недорогими бытовыми продуктами. Но мне кажется, что Петербург должен предлагать финнам туристический продукт, тогда ситуация изменится кардинально, а конкурировать розницей — по-моему, не самая удачная стратегия.

Есть целая категория жителей Санкт-Петербурга, которые специально ездят за границу, чтобы закупиться. Во-первых, один и тот же товар, например Fairy, Persil, Nescafe, там лучше. Во-вторых, есть возможность приобрести санкционные товары типа сыра, который у нас не купишь. В-третьих, некоторые продукты дешевле, чем в России. В других странах открываются торговые центры, рассчитанные на россиян. Более того, сами россияне открывают там моллы для россиян. Уже в некоторых действующих торговых центрах владельцы и продавцы российские, они знают, чего ожидают от ТЦ жители нашей страны.

В Финляндии гораздо легче вести бизнес, поэтому открыть там торговый центр проще, чем в России. Приграничные территории не густо заселены, поэтому найти площадку и построить там торговый центр вполне реально. Это ничем не грозит торговле в Питере, потому что в городе уже давно есть тенденция на выезды за покупками. Просто раньше люди ездили за границу за одеждой, сейчас это происходит реже, потому что из-за повышения курса доллара наша легкая промышленность вывела российские товары на хороший уровень. Но, как я уже отмечал, люди начали закупаться продуктами повседневного спроса. Финны же к нам едут в туры, нежели за покупками.

Жители Финляндии в последние несколько лет находятся среди лидеров по числу поездок в Россию, а в Петербурге финнам по этому показателю принадлежит безусловное первенство. При этом высока доля деловых поездок — например, в 2017 году она составила 50-55% от общего числа въездов на территорию Петербурга и Ленинградской области. Многие финны любят посещать в выходные Выборг или Зеленогорск, чтобы отдохнуть, а также сам Петербург — с целью классического туризма и шопинга. Причина проста — курсовая разница позволяет приобрести ряд товаров, заправить машину бензином по более низкой цене. Популярен и медицинский туризм, в частности — есть спрос на стоматологические услуги. Безусловно, приграничные торговые объекты в Финляндии ориентированы на российских туристов. Об этом говорят и дублирование сайтов на русском языке, и программа шопинг-туров с автобусными маршрутами до ряда магазинов. Тем не менее открытие новых моллов и аутлет-деревень в Финляндии вряд ли чем-то грозит торговой недвижимости Петербурга.



Материал подготовили Мария Тирская и Наталья Ковтун