Торговля транслирует потребительский спрос, и от торговли в значительной мере зависит рост экономики. Это актуально для развитых стран и даже в большей степени для развивающихся. Чтобы нормально развивалась экономика, должны присутствовать все каналы торговли, все форматы, все каналы сбыта товаров, иначе происходят перекосы.
В России сетевая торговля — самый мощный формат, мы наблюдаем явные тенденции по консолидации как федерального ретейла, так и регионального. За 5 лет количество региональных торговых сетей сократилось с 700 игроков с 18 тыс. магазинов в 2015 году до 400 игроков с 15 тыс. магазинов в 2018 году. Количество же магазинов федеральных сетей за этот период удвоилось. Можно по этому поводу грустить, но это — объективная реальность.
Рейтинг топ-10 продуктовых сетей России смотрите здесь
Если представить, что несетевая розница в России умрет, вслед за ней умрет и значительная часть мелких производителей, у которых нет выходов в крупные сети. Произойдет консолидация оставшихся производителей, ассортимент сократится, и мы получим стандартный набор товаров. Мы будем хуже одеты и станем питаться менее разнообразно. Голода не будет, но будет серость и убогость. Конечно, это гипотетическая ситуация. Но мы должны эти риски иметь в виду и ни в коем случае не допустить такого. Люди старшего поколения помнят, какой дефицит и какие очереди были во времена Советского Союза.
О том, региональные продовольственные сети уходят с рынка, читайте здесь
У нас множество проблем с мелкой розницей, наша задача как федерального регулятора в том, чтобы избавляться от мифов, которые существуют в отношении малых форматов торговли: якобы там грязь, «нестационарная торговля уродует наши прекрасные города» и «она вообще не нужна — достаточно магазинов». На Западе люди не заморачиваются по поводу уличной торговли. Мой любимый пример — в Риме на площади Кампо ди Фьори люди торгуют прямо с ящиков, торговля начинается в 6 утра, к 3 часам дня там уже никого нет. Италия — мировая столица моды. Но на одной из главных торговых улиц Рима — Via Cola di Rienzo уличная торговля одеждой не мешает дорогим мировым брендам. Магазин Tiffany и рядом развал, где с лотков все продается по 25 евро. Никто никому не мешает. На уличных ярмарках там можно купить любую одежду и белье. У нас почему-то принято считать, что торговать носками и трусами на ярмарках недопустимо. Так и хочется спросить: а вы сами что, трусов не носите? В киосках на перроне в метро в Берлине можно купить все — от сигарет до алкоголя. При этом пьяных нет, никто не валяется.
У нас есть много реальных проблем, которые нужно решать. Главная из них — в российских городах почти нет помещений для малой торговли. Петербург в этом плане исключение. Здесь в центре города дома строились с расчетом на то, что все первые этажи будут отведены под торговлю. Сразу проектировались помещения с отдельными входами и витринами. Советская застройка, которой застроены 99% российских городов, такого не предусматривает — жилые дома стоят отдельно друг от друга, на первых этажах квартиры. Помещений под магазины не хватает.
О ставках аренды на помещения стрит-ретейла можно почитать здесь
Нестационарную торговлю во многих случаях недооценивают, ярмарки и рынки зарегулированы до такой степени, что их количество уменьшилось в 6 раз за последние несколько лет. Несетевая торговля — это необходимый элемент торговли в городе, который должен быть. Вот какую долю в человеческом организме занимает палец? Если по объему и массе, то очень небольшую. Но это не значит, что можно вот так просто от него отказаться, ликвидировать. К этим сегментам торговли нужно относиться точно так же.
Есть мифы, что на рынках должно быть все дешево, что там должны торговать только производители. Это глупость. Рынки — это элемент любого крупного развитого города, и чем богаче город, тем лучше и многочисленнее там рынки. Есть прямая зависимость. Ведь в туристических путеводителях по Барселоне, Мадриду, Парижу указаны адреса не супермаркетов, а местных рынков. Комфортная среда создается именно этими форматами торговли, если мы не будем уделять время их развитию, то наши города будут унылы и однообразны.
О реновации колхозных рынков можно почитать здесь
Мобильная торговля — это тема больших красивых туристических городов. Смысл в том, чтобы оказывать услугу там, где она нужна в текущий момент. Когда есть поток людей — объекты здесь находятся, когда у них нет покупателей — они уезжают. Кроме того, мобильная торговля, сельские автолавки могут выполнять функции снабжения удаленных населенных пунктов.
Нам необходима система оптовых рынков, которые продают товары для несетевой розницы. Сейчас этот сегмент очень слабо развит. Государство должно оказать поддержку тем, кто есть. Почему в Париже можно купить свежайшее мясо? Потому что там есть оптовые рынки, через которые снабжается вся парижская розница.
Ни один крупный и мелкий город не может обойтись без такого явления, как торговые улицы. Городская улица, на которой по обеим сторонам расположены объекты стрит-ретейла — магазины, кафе, рестораны, позволяющие покупателю, гуляющему по улице, заходить в соответствующие магазины или объекты общественного питания, — это лицо города, показатель состояния торговли. Торговля сосредотачивается как в помещениях на первых этажах, так и в уличных активностях. Эта комплексная работа очень важна. Необходимо создавать комфортную для жителей и туристов среду. Рязань выиграла наш конкурс на лучшую торговую улицу, когда там привели в порядок вывески и витрины, туда подтянулись люди. Ставки аренды на помещения выросли, оборот участников резко вырос, это стало местной достопримечательностью.
Был очень хороший принцип у Екатерины II: «Надо жить и давать жить другим». Собственно, это девиз Стратегии развития торговли в РФ до 2025 года, разработанной Минпромторгом.
Из выступления на конференции «Дни ритейла Неве»