СМИ написали, что мы продаем ТРК GoodZone – один из 15-ти наших торговых комплексов. Все правильно: инвесторы решили закрыть эту позицию и выйти из проекта, а мы как управляющая компания организуем процесс. Для чего привлекли международную компанию CBRE.

С одной стороны, нам необходимы деньги на реализацию и завершение работ по другим масштабным проектам, в частности нашего самого большого торгового комплекса «Европолис» в Ростокино. Кроме того, фактор кризиса тоже никто не отменял: не мне вам рассказывать, сколько торговые центры в прошлом году простояли закрытыми. Поэтому инвесторы посчитали логичным в таких условиях снизить свои финансовые обязательства.

Как меняется «Европолис» в Ростокино



Цену мы решили не назначать по нескольким причинам. Да, нынешний рынок слишком разнонаправленный, ушли многие западные инвесторы и сейчас нет того достаточного числа сделок, которое позволило бы нам сразу понять, сколько это может стоить.

Поэтому мы хотим, чтобы те, компании, которым объект интересен, сами сделали нам предложение. 


Начальной цены нет. Посмотрим, если будет какая-то справедливая цена, которая нас устроит, тогда с удовольствием продадим. Как, знаете, крестьянин приводит на базар корову и спрашивает: «Сколько за нее дадите?» Подходит один и говорит: «Дам трешку», второй предлагает «пятерку», третий вообще говорит, что покупать не будет, а четвертый осматривает внимательно рога и вымя, дает «десятку». Все, ударяют по рукам.

На самом деле, так все и работает. Австрийская группа Immofinanz, выставляя свой российский портфель недвижимости на продажу, тоже проводила так называемый тендер.

Речь о сносе не идет, GoodZone – новый и качественно построенный ТРК с хорошей транспортной доступностью и расположенный недалеко от центра Москвы. Но, конечно, тот, кто купит проект, может решить провести реконструкцию, чтобы, к примеру, снизить количество общих зон и повысить эффективность. Мы точно также всегда смотрим, как можно усилить объект. Кроме того, там есть еще один большой резерв для качественного развития проекта. Участок, на котором стоит GoodZone сам по себе большой - превышает 7 га. На существующих земельных площадях есть потенциал построить дополнительно офисы и жилье. За последние годы по всему миру реализовано много проектов по такому типу, когда вокруг молла возникает агломерация из жилья, офисов, гостиниц и общественных зон.

Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)
Варианты развития территории ТРК GoodZone (Москва)Фото предоставлено пресс-службой


Сам же рынок торговой недвижимости продолжает восстановление. Трафик в ТРК возвращается к доковидным показателям, в зависимости от конкретного центра отставание составляет от 10% до 20%. Обороты растут быстрее. Тут несколько причин. С одной стороны, люди стали меньше ходить в ТРК, чтобы просто пошататься, и идут целенаправленно за покупками. С другой, люди перестали тратить большие деньги на путешествия, гостиницы, билеты и приобретение тех же самых товаров в Европе. Раньше они считали, что, к примеру, в Zara в Европе на 20% дешевле, покупал и привозил сюда. Хотя в итоге себестоимость этой рубашки или футболки выходила, конечно, дороже.

Топ-20 владельцев коммерческой недвижимости в России