События, происходящие в 2020 году, усилили тренды, которые сформировались не здесь и сейчас, а значительно раньше. Онлайн торговля – главный прорыв года, который заставил арендаторов стрит-ретейла задуматься, надо ли и дальше платить высокие арендные ставки за супер локации или лучше сэкономить на аренде и вложить средства в продвижение услуг и товаров в социальных сетях.

Несколько лет назад на рынке стрит ретейла произошел бум развития салонов ногтевого сервиса – две конкурирующие между собой сети, в погоне за потребителями, арендовали одно за другим помещения в знаковых локациях. Часть этих салонов работает до сих пор, но подобных аппетитов этого профиля в аренде мы уже давно не наблюдаем. Это не значит, что бьюти сфера находится в упадке, а совсем наоборот: с развитием интернета многим предпринимателям стало легче найти своего клиента без помощи громкой вывески у метро, а используя продвижение в социальных сетях.

Инвестиции в рекламу в интернете могут быть на порядок меньше ежемесячной аренды помещения на первой линии с витриной и высоким пешеходным потоком. И в том, и в другом случае компания платит за трафик. Однако с помощью волшебства таргетинга бюджет, потраченный на рекламу, привлечет целевую аудиторию, а вот в случае с переплатой за локацию все не так очевидно.

Основная сложность в подборе помещения состоит в том, чтобы «выудить» из высокого пешеходного и автомобильного потока «своих» клиентов. В случае неудачи, магазин или кафе закрываются с формулировкой «не угадали с локацией». Многие начинающие предприниматели арендуют помещение во дворе или организуют шоурум на 2 этаже творческого кластера. Главное оставаться в понятной транспортной доступности и регулярно оповещать о своих координатах посредством интернет ресурсов.

Тем не менее, такой подход не может работать для всех, а ликвидность качественного торгового объекта не падает даже в кризисные периоды по следующим причинам:

• Природа человеческого потребления и в желание совершать спонтанные покупки. Красиво оформленная витрина привлекает, манит зайти внутрь и что-нибудь купить. Возникает возможность посмотреть вживую, покрутить товар в руках, сделать еще один круг по торговому центру, чтобы сравнить и вернуться за покупкой. В магазине, расположенном на второй линии, практически исключена вероятность импульсного приобретения.

• Статусность. Если для начинающего бизнеса оптимизация расходов на аренду – разумное решение, то для федеральной сети расположение на задворках может принести серьёзные имиджевые потери. Помещение должно соответствовать утвержденным параметрам бренда, иметь соответствующую визуализацию и окружение.

• Более широкий охват рынка и возможность масштабировать бизнес. Потребители зрелого возраста вряд ли придут из интернета, туристы тоже не будут плутать во дворах чужого города в поисках нужного товара или услуги.

• Законодательство и особенности бизнеса. Лицензируемому бизнесу, общепиту, магазинам с регулярными загрузками большого количества товара, как правило, просто не подходят помещения во дворах, на второй линии, в подвалах, бельэтажах - им требуется полноценные торговые объекты с оборудованными подъездными путями, возможностями использования фасада здания и парковки, не нарушая при этом прав соседей.

В Москве Петербурге на основных торговых улицах города доля вакантных площадей за год (с сентября 2019 по сентябрь 2020) выросла на 4,9 п.п., в Петербурге - на 4,4 п.п. В 2020 году рынок стрит-ритейла переживает непростые времена. В отсутствии иностранных туристов стремительно растет количество свободных помещений в том числе в топовых локациях. Но наиболее ликвидные уже рассматриваются известными брендами, а в 2021 году мы увидим ряд интересных открытий.