В 2021 году россияне подходят к покупке детской одежды более рационально, согласно исследованиям. Действительно, такой тренд есть, и мы его чувствуем последние 3-4 года. На мой взгляд, это связано с двумя факторами. Во-первых, влияние европейского тренда smart-потребления, он постепенно проникает в нашу страну через столицы. Во-вторых, экономический фактор, он в большей степени чувствуется как раз не в столичных регионах. Я бы назвала это обнищанием российского покупателя. Мне кажется, тенденция рациональных покупок меньше прослеживается в сегменте детской одежды, чем во взрослой. Ведь дети растут, одежду им нужно покупать, а наши покупатели любят одевать детей красиво.

Если говорить о том, как мы реагируем на этот тренд или как можно на него реагировать, есть два пути. Первый – искать новые ниши, где можно выстрелить с учетом этого тренда. Второй – искать новые рынки, в которых поведенческие паттерны ближе к твоему продукту. Choupette пошел по второму пути. Мы сейчас выходим на рынки Ближнего Востока, вышли в Индию. Там smart-потребление еще непонятный тренд, и я надеюсь, еще долгое время он таким и останется. А значит нашу одежду, как я бы ее назвала over design или over красивую, будут покупать еще долго.

Детская одежда с января 2021 года подлежит обязательной маркировке. По сути ей подлежит часть ассортимента, что тоже является проблемой. Потому что маркировать приходится только определенные товары. Если говорить о проблемах в этом направлении, во-первых, не готова сама система. Система «Честный знак» «ложится» днем из-за большого потока, и приходится работать ночами, чтобы получить свои QR-коды. Надеюсь, они развиваются и скоро нам будет полегче. Помимо этого, маркировка оборачивается финансовыми и временными затратами, увеличением склада, новым софтом и интеграцией со всеми системами. Часть наших магазинов – это собственная розница, часть работают по франшизе. В итоге приходится контролировать еще и каждого партнера. Процесс маркировки сложный, но преодолимый. Просто нужно на это закладывать больше времени и денег.

В Европе есть тренд на сокращение офлайн-точек продаж, в Азии, наоборот, идет рост. Я думаю он связан с тем, что в Европе офлайн умирает, а в Азии растет и будет расти дальше. Это происходит в целом в сегменте fashion, в том числе и в сегменте детской одежды. В Китае детская одежда будет тоже расти, потому что недавно в стране сняли запрет на рождение третьего ребенка, и это приведет к буму рождаемости. Детский сегмент сидит в предчувствии большого роста.

Что касается России, возрастной пик приходится на детей, которые по возрасту учатся в 1-2 классе (именно на 2014-2015 годы, когда были рождены нынешние ученики 1-2 класса, пришелся последний пик рождаемости в РФ, далее статистика демонстрирует снижение показателя – Ред.).


Через 3-4 года этот пик потребителей детской одежды выйдет в тинейджерство. А нового пика нет и не предвидится.

Поэтому в сегменте детской одежды, скорее всего, будет сокращение продаж, что отразится и на офлайн-рознице. Драйверов для роста, честно говоря, я не вижу. Естественных, экономических драйверов роста на ближайшие 2-3 года. Если драйверы и будут, скорее искусственные, государственные. Например, единовременные выплаты в размере 10 тыс. рублей, которые были в августе. Мы шутили, что наверняка увеличатся продажи гаджетов стоимостью до 10 тыс. рублей. Но тем не менее, по своим продажам и поведению покупателей мы почувствовали, что у них появились эти деньги и потребители пошли их тратить на детей и детскую одежду. Даже в нашем сегменте. Хотя мы работаем в сегменте «средний +» и 10 тыс. рублей для подбора гардероба у нас это не так много, но даже наши магазины, особенно в регионах, влияние выплат ощутили.

Есть мнение, что компании, работающие по франчайзингу, более устойчивы к экономическому кризису. Я считаю, что это правда. Мы как франчайзер, переживший три кризиса, в этот кризис прочувствовали это максимально. Опора на франшизу дает возможность быстрее и лучше реагировать на кризисные обстоятельства. Но важно, чтобы опора была на сильную франшизную сеть. Очень многое зависит от партнера, как бы банально это не звучало. В кризис такие вещи проявляются особенно ярко. После каждого предыдущего кризиса мы наблюдали вымывание слабых партнеров-франчайзи из сети. Да, жалко, закрываются магазины. Но я всегда говорила, что это очень хорошо. Значит, сеть стала сильнее. К коронавирусному кризису мы подошли с хорошим ядром партнеров-франчайзи, поэтому их поддержка помогла сети выстоять. В 2021 году наши показатели выше, чем в 2019 году.

Из выступления на конференции «Kids Retail Day. Как меняется детский ритейл»