Я хотел обсудить те меры поддержки бизнеса, которые на фоне эпидемии готовят власти страны. Похоже, в очередной раз всем нам предложено выкручиваться самим, ибо спасение утопающего — дело рук самого утопающего.
Чем же власти готовы помочь? Я изучил инициативы последних дней и получилось следующее.

Во-первых, нам повысили ставки налога на выплаты за рубеж (и соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже внесены). Минфин направил на Кипр ноту о том, что соглашение об избежание двойного налогообложения должно быть пересмотрено. Предложили вместо ставки 5% установить 15%. Киприоты думают.

Вторая мера — введение отсрочки по налогам от 3 до 6 месяцев (за исключением НДС). Но только для самых пострадавших отраслей, которые, очевидно, не восстановятся. Сюда относят мелкий общепит, бытовые услуги, небольших перевозчиков. Отсрочка — это не отмена и не прощение долга, это значит, что налог все равно придется заплатить. А с чего неработающие предприятия будут это делать? Об этом в документе не сказано. Между тем мы видим, как подобные бизнесы массово уходят с рынка, увольняют работников. Большая их часть не вернется. Так что данная мера — как мертвому припарки.

Третья мера — 409-е постановление правительства, которое касается всех налогоплательщиков. Там говорится об отсрочке на предоставление налоговой декларации на 3 месяца. Но сами налоги в полном объеме придется заплатить в установленные кодексом сроки и независимо от этой отсрочки. Опять много шума, а толку минимум. Тут как с инициативой власти по обложению налогом вкладов физлиц. Сначала декларировали, что это новшество коснется только вкладов в размере более 1 млн рублей. Но когда поправки в Налоговый кодекс увидели свет, оказалось, что налог надо заплатить со всех вкладов.

Есть еще ряд инициатив от экспертного сообщества. Например, снизить пассивные налоги типа налога на имущество, потому что очевидно, что активы сейчас не могут генерировать прибыль, как раньше. Или избавить от НДФЛ тех, кто делает выплаты персоналу. Но все эти инициативы власти пока оставили без внимания, заявив, что НДФЛ и налог на имущество — это доход бюджетов регионов. Регионам дали полномочия по борьбе с эпидемией, а денег на это не дали. Так что они теоретически могут давать бизнесу послабления. Но что-то я не слышал, чтобы хоть кто-то изъявил такое желание.

Да, есть перечень из 650 крупных системообразующих предприятий. Декларировано, что им государство будет оказывать различную поддержку адресно. Но как фирмы в этот список отбирали — не очень понятно. И как именно им будут помогать — тоже.


Никто не сказал о снижении или отмене налогов, например, на зарплату. НДС вообще во всех постановлениях проходит отдельной строкой — оно неприкосновенно, как священная корова.


Так что можно сколько угодно кивать на мировой опыт, смотреть, как Скандинавские страны помогают бизнесу, как в Альпах фермерам раздают деньги. Но у нас вся помощь сводится к появлению новых налогов на дивиденды и вклады и к переносу сроков подачи налоговой декларации. Пока так.

Власти как будто говорят бизнесу: «Выбирайтесь как хотите. Но налоги потом заплатите». И бизнесу, похоже, ничего другого не остается. На кого надеяться в беде? Только на себя или на чудо. Кстати, в кризис 2008 года такое маленькое чудо свершилось: если помните, нам всем снизили налог на прибыль и платеж по НДС разбили на три части. Но тогда кризис был финансовый, а сейчас — не только. Так что ждем «эффект домино» по всем фронтам: если не работает торговля, не работает и логистика, а следом замирает производство и начинают сыпаться поставщики комплектующих и сырья.

Платежеспособный спрос снижается, и экономические цепочки рвутся на глазах. И чуда, увы, не будет.



В этой ситуации каждому бизнесмену надо самому думать, как уменьшить собственные налоговые обязательства, исходя из существующих возможностей, предоставленных законом. Возможности есть. Но не все ими пользуются.
Что возможно сделать прямо сейчас?

Первое — это получить региональные налоговые льготы. У нас во многих субъектах Федерации предусмотрены льготы по налогу на имущество и по налогу на прибыль для тех, кто инвестирует в местную экономику. И чем богаче субъект, тем больше он дает таких льгот. В Москве, например, с 2015 года есть льгота для тех, кто вложил более 50 млн рублей в здание, сооружение, инфраструктуру региона. Они могут 4 года не платить налог на имущество! Это колоссальные деньги! Причем заявить свое право на эту льготу бизнес может и задним числом — за 3 предшествующих года.
Касается эта льгота и тех, кто строил объекты недвижимости не сам, но под свои нужды (так называемый built-to-suit). Многие владельцы таких объектов, получившие их в итоге по договору купли-продажи, на льготу не заявляются, потому что считают, что она распространяется только на тех, кто делает прямую инвестицию. Но это не так. Даже если граддокументация оформлена на застройщика, но вы реально первый собственник здания, у вас есть право на эту льготу. Только если здание несколько раз переходило из рук в руки, доказать, что именно на ваши деньги его построили, будет сложнее.

Второе — это получить налог на прибыль. В Москве, правда, нельзя применять эту льготу для торговой недвижимости. А в Ленобласти под нее не попадают те, кто предоставляет имущество в аренду. Но на нее могут рассчитывать те, кто использует объекты недвижимости для собственных нужд. Есть подобные льготы в Калужской, Ростовской, Воронежской областях. Нормы везде свои. Но побороться за льготу можно. Проблема в том, что в ретейле и в логистике обычно нет внутри компаний отдельных специалистов по налогам. Всем занимается бухгалтер, которому просто некогда изучать преференции, установленные для бизнеса региональным законодательством (тем более что оно все время меняется). А льготы эти довольно простые для понимания и очень весомые.

Третья возможность актуальна для складского сегмента. Многие регионы облагают налогом инфраструктуру складов. Между тем она не имеет самостоятельной хозяйственной ценности. И может быть признана «улучшением земельного участка». Поэтому все подобные сооружения на территории складских комплексов можно убирать из налога на имущества и тем оптимизировать свои расходы.

Есть и другие, не такие простые, но тоже действенные инструменты налоговой оптимизации. Советую бизнесу изучить возможности и воспользоваться ими на полную катушку. Если власти не дают послаблений в кризис — возьмите их сами.

Из выступления на web-встрече Warehouse Session, организованной CRE Event