Как изменились заказы от продуктовых сетей в марте?

— Мы наблюдаем очень существенный рост спроса со стороны ретейла. В марте 2020 года объем заказов розницы вырос в натуральном выражении на 43% по сравнению с февралем.


Олег Заков

окончил Государственную академию управления имени С. Орджоникидзе в 1996 году по специальности «экономист-системотехник  информационных систем в управлении», а также SSE (Cтокгольмская школа экономики) по программе Executive MBA. До прихода в Группу «Черкизово» Олег занимал позицию заместителя генерального директора - директора по продажам в компании Fazer.




С какими проблемами столкнулась ваша компания за последний месяц?

— Со стороны продуктовых сетей значительно вырос спрос на нашу продукцию. Однако надо понимать, что любое мясо — будь то курица, свинина или индейка — это продукт, который надо вырастить, забить и продать. И мы не можем его дать больше, чем у нас есть на данный момент. Самый меньший срок выращивания — у курицы, но и он все равно составляет минимум 2 месяца. Это реальность. Сейчас все наши производства загружены на полную мощность.

Пришлось ли по запросу сетей менять ассортимент?

— Возможность менять ассортимент на производстве у нас есть, и мы этим сейчас активно занимаемся. В сетевых магазинах, особенно в формате у дома, резко вырос спрос на куриную тушку и курицу на подложке. В то же время спрос со стороны ресторанов быстрого питания упал. Мы перераспределили потоки. Если говорить о динамике продаж, то тушка и разделка растут одинаково.

Но, чтобы кардинально менять ассортимент на производстве, надо отталкиваться от собственного опыта, а такого опыта, как сейчас, у нас никогда не было. Здесь важно понимать, насколько долго продлится эта ситуация, как изменятся потребительские предпочтения наших покупателей. Сейчас мы ориентируемся на опыт других стран. Скорее всего, будет расти базовая линейка продуктов. На свинину и индейку спрос тоже вырос, но меньше, чем на курицу, поскольку это самый дешевый вид мяса. Частично рост объясняется покупкой впрок, чтобы заморозить мясо в холодильнике.

Что показала ситуация с коронавирусом с точки зрения взаимодействия с ретейлом?

— Она показала, насколько важны совместное планирование и прогнозирование продаж производителей и ретейлеров. Я думаю, что после завершения эпидемии наше взаимодействие с сетями изменится — от просто формата удовлетворения заказа до совместного прогнозирования спроса.

Колбаса для России продукт системообразующий. Как меняется спрос и что сейчас стало более востребовано?

— Мы констатируем значительный рост спроса на вареную колбасу как более доступный по цене продукт. Это тот продукт, который люди едят на обед или на завтрак. В натуральном выражении продажи вареной колбасы по ТД «Черкизово» в марте 2020 года увеличились на 70% по сравнению с уровнем годом ранее. При этом растут продажи и премиальной сырокопченой колбасы — рост составил 40%.


Группа «Черкизово» 

— крупнейший в России диверсифицированный производитель мясной продукции. Деятельность группы охватывает все звенья в производственно-сбытовой цепи — от производства комбикормов и выращивания скота до производства мясной продукции и ее реализации. Производственные мощности группы включают восемь мясоперерабатывающих заводов, 13 площадок полного цикла выращивания свинины, 21 свиноводческую площадку совмещенного содержания на доращивании и откорме и две свиноводческие фермы по разведению свиноматок, девять птицеводческих комплексов, 12 комбикормовых заводов, около 300 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения. Выручка группы "Черкизово" в 2019 году составила 120,1 млрд рублей, что на 19,6% больше, чем в 2018 году. Акции группы «Черкизово» торгуются на Московской бирже.




У вас есть направление HoReCa. Как изменился спрос со стороны общепита за последний месяц?

— Это направление у нас, как и в других странах, пострадало больше других, снизившись более чем в 3 раза. Рестораны перешли на режим доставки продукции на дом, а столовые в офисах и на предприятиях временно закрылись.

Какое у вас соотношение продаж в HoReCa и в продуктовых сетях?

— 50% выручки приходится на сетевой канал продаж. 5% составляет HoReCa. Также мы работаем с традиционной розницей, мясопереработчиками и продаем на экспорт.

Какая доля экспорта в общем объеме продаж? И что сегодня с этим направлением?

— Экспорт — один из наших приоритетов. В 2019 году на экспортные поставки пришлось 5% нашей выручки. В первую очередь мы продаем за границу продукцию птицеводства — куриные лапы и крылья. Эта продукция очень востребована в Китае — одном из наших главных экспортных партнеров. В 2019 году группа «Черкизово» поставила в Китай около 14 тыс. из 34 тыс. тонн курицы, отправленной за рубеж. А общий объем поставок за 2019-й вырос на 38% и составил 50 тыс. тонн продукции. Тренд по экспорту у нас стабильный. Китай восстанавливается от коронавируса и вновь начинает покупать нашу продукцию.

Ранее, в 2019 году, экспортный потенциал Китая оценивался в $100 млн. Но сейчас руководство группы не исключает, что компания может перевыполнить этот показатель. Кроме того, мы намерены наращивать экспортные поставки за счет выхода на новые рынки в регионах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Например, в феврале 2020 года мы начали отгрузки птицеводческой продукции в ОАЭ.

Доля экспорта в марте 2020 года в общих продажах выросла почти вдвое — с 5 до 9% — по сравнению с прошлым годом.

Вы закупаете и продукцию растениеводства, и импортные ингредиенты для комбикормов. На сколько выросла себестоимость продукции в связи с ростом доллара/евро?

— В результате роста валютного курса себестоимость продукции выросла более чем на 10%. Мы действительно закупаем определенную часть продукции за рубежом — в итоге в стоимости выросла упаковка, пленка, соевый шрот, витамины. Даже зерно российское выросло в цене, потому что привязано к курсу доллара. Мы закупаем импортное яйцо индейки, поэтому его стоимость тоже выросла. Однако мы пока отпускные цены не меняем, хотя это и тяжело дается. Это удар по доходности.

Не повышаете из-за рекомендаций правительства не поднимать цены производителям?

— У нас есть брендовая продукция («Петелинка», «Черкизово» и «Пава-Пава»), и на нее мы цены пока не меняем. А есть продукция, цена которой определяется рыночной конъюнктурой через систему электронных торгов. Такими видами продукции, например, являются куриная тушка или свиная полутуша.

Есть ли планы по покупке новых предприятий?

— История нашей компании связана с постоянным ростом через приобретение активов по курице, колбасе и свинине. Долгосрочная стратегия нацелена на рост. Коронавирус — это временная история, которая закончится в горизонте нескольких месяцев, а потребление мяса у россиян останется на прежнем уровне.

Понятно, что сейчас вирус спутал все карты, но это временная вещь. А как глобально меняется рынок?

— Сейчас популярны продукты с добавленной ценностью. В целом тренд на удобство: люди покупают меньше тушек и хотят более удобные варианты (разделка, бескостное мясо) для более быстрого приготовления продуктов. Для потребителей на первый план выходит качество продукта, доверие к бренду. И я думаю, что после пандемии вопрос доверия к бренду будет еще более актуальным. Люди станут более избирательными по отношению к продуктам питания. Здесь у нас есть преимущество перед большинством компаний на рынке, ведь наша компания является вертикально интегрированной, и вся наша продукция проходит цепочку от поля до прилавка.

А не произойдет ли после пандемии обратный эффект — и запросы станут более простыми?

— Я думаю, что это в большей степени относится к категории нонфуд, одежде, — там действительно избыточное потребление. А что касается мяса, то у нас не такое и большое потребление — менее 75 кг на человека в год против 100-120 кг в Европе и США. Я ожидаю, что у нас и дальше потребление мяса будет расти и, скорее всего, в более доработанные категории.


Продажи

В I квартале 2020 года объем продаж курицы ТД «Черкизово» вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составил 174,70 тыс. тонн (средняя цена реализации за 1 кг — 103,48 рубля), индейки — на 20%, до 9,87 тыс. тонн (173 рубля), свинины — на 13%, до 74,27 тыс. тонн (79,97 рубля). Объем продаж колбасных изделий в I квартале 2020 года вырос на 13%, до 25,43 тыс тонн. Компании принадлежат бренды «Петелинка», «Пава-Пава», «Домашняя курочка», «Куриное царство», «Моссельпром», «Империя вкуса» и «Мясная Губерния». На экспорт продукция поставляется под брендом Dajajti. 





У вас очень много разных брендов, но в умах потребителей нет понимания, что это все производит «Черкизово». Вы это умышленно делаете?

— Мы не скрываем, что все эти бренды принадлежат нам. Но и не видим смысла, как, например, Nestle, объединять все в зонтичный бренд. Потому что с точки зрения позиционирования наши бренды разные. «Петелинка» и «Пава-Пава» похожи между собой по ценовому позиционированию и по целевой аудитории, а «Черкизово» отличается от них.