Владельцы цифровых платформ, казалось бы, уже могут строить планы своей полной и окончательной победы над традиционным бизнесом. Но если нас и ждет дивный новый мир, то совсем не такой, как они предвкушают.

Поймав момент (удачу за хвост), когда потребители находятся в состоянии шока, бизнес делает свои деньги. Но что будет дальше? Как долго продлится успех внезапно взлетевших ввысь компаний?

Наглядный пример - рынок антисептиков. Среди которых мало медицинских и совсем крохи – безвредных (потому как потребители не обращают внимание на качество и безопасность в ситуации дефицита и неуправляемого спроса). Но что будет с этим рынком дальше, даже если привычка обрабатывать руки останется? Мы начнём отказываться от быстрых решений в пользу качественных. В пользу безопасных. И более приятных. Про остальные мы предпочтём забыть, хотя сейчас их стабильно потребляем.

И таких прощаний нам предстоит еще немало. Не учитывать этот факт невозможно, хотя многие прогнозы даже сейчас, когда ситуация стала восприниматься новой нормой, игнорируют этот факт. Но есть еще один важный нюанс.

Отказ от «ковидной» модели потребления приведёт не только к падению спроса на онлайн-покупки и домашние развлечения. У него есть и обратная сторона, куда более приятная - это переоценка простых благ: от уютной квартиры до банальной беседы с соседями во дворе. Потребители, получив весьма неприятным способом возможность сравнить ценности цифрового и физического мира, получили новые компетенции и знания, помогающие делать выбор в будущем и ценить то, что еще три месяца назад казалось базисом.

Что же мы получаем в итоге как «потребительский урок»? Ценность живого общения, радость физических ощущений, удовольствие от прогулки, радость выбора в магазине, горячую свежую еду... Всё то, по чему мы изголодались за время первой и, вероятнее всего, соскучимся при наступлении второй волны (но не будем заниматься самосбывающимися прогнозами). И чем дольше длится изоляция, тем мощнее будет обратный отток в реальность. И тем выше будет ценность. А значит и готовность платить. Или, по крайней мере, желание вернуть потребление к прежнему уровню, даже несмотря на падение доходов.

И пусть потребление станет немного более иррацональным. Ведь теперь мы знаем, что если захотим на чём-то сэкономить, можно воспользоваться приобретённым диджитал-опытом. Купить дешевле онлайн, но всё-таки сходить в любимый салон или ресторан. Но этой ли участи ждут владельцы цифровых платформ, так активно делающие ставку на смену потребительского поведения?

Как открыть магазин и начать продавать на AliExpress