Окно возможностей есть

Я развиваю бизнес в России и сейчас делаю на это достаточно серьезную ставку. «Мясо & Рыба» — российский проект, но в свое время я планировал экспансию за границей. До пандемии у меня были договоренности в Нью-Йорке, Берлине, Мадриде и Чехии. Все это по понятным причинам во пришлось приостановить, перед СВО (специальной военной операцией — Ред.) мы опять вернулись к этому вопросу, но потом все вновь остановилось.
На сегодняшний день образ русского за границей, в любом случае, — это плохой образ, поэтому идти туда сейчас с бизнесом не вижу смысла. Будут проблемы, за исключением разве только Азии, но Азия — то совершенно определенный рынок, и, замкнувшись на нем, мы не сможем нормально развиться.

Поэтому основную ставку я делаю сегодня именно на Россию. Сейчас начинаем строить проект «Мясо&Рыба» в Краснодаре: Marriott выделяет первый и последний этажи под рестораны.

Перспектива в том, что бизнес в России становится с каждым годом все более профессиональным. И сами проекты становятся все более точно сфокусированными. Если в 2014 году я вел 14 совершенно разных ресторанов, то есть по сути разменивался, то в сегодняшних реалиях рынок этого уже не простит. Все это большой плюс для профессионалов, которые имеют возможность сильно отличаться от начинающих игроков. Если 20 или 10 лет назад, ты мог выйти с чем-то на рынок, и это неожиданно взлетало, то сегодня эта ситуация уже скорее всего не повторится.

Поэтому, отвечая на вопрос «Стоит ли развивать бизнес в России?», я говорю: стоит, но профессионалам. Для начинающих игроков, боюсь, что все будет достаточно плохо. При этом профессионалы должны акцентироваться на одном проекте, превращая его во что-то сильное. То есть перспектива в том, чтобы акцентироваться на одном проекте, набирать профессионалов, доводить его до совершенства, развивая сеть или франшизу. За этим будущее. Модель партнерств, когда инвесторы и какие-то люди все вместе делают ресторан – родом из 90-х, а сейчас морально и финансово устарела, и уже по сути нормально не работает. 

Да, для новых проектов есть много сложностей, и их надо учитывать. У нас появились новые вводные, такие, как например, пандемия, удаленка и пр. Риск чего то подобного всегда будет нависать. Но это ситуация характерна для всего мира. 

Но окно возможностей есть. И вопрос не в том, какой ты делаешь ресторан — премиальный или демократичный, ты просто должен быть конкурентоспособен в цене относительно своих коллег. Если у тебя и твоего соседа аналогичные рестораны, то у тебя цена должна быть ниже. Тут как в анекдоте, когда русский с чукчей пошли на охоту и вдруг видят медведя. Чукча надевает кеды, русский его спрашивает: «Зачем? Ты же все равно от него не убежишь», а чукча в ответ: «Мне не нужно убежать от медведя, мне нужно обогнать тебя».

Время при этом вполне удачное. Да, есть некие сложности с логистикой, с приходом импортных товаров. Но для одних — это сложности, а для наших ресторанов, ориентированных на российские продукты — конкурентное преимущество

В любое время, можно получать какие-то преференции. Кроме того, надо понимать, что сейчас бизнес перестал выводить деньги из страны, перестал складывать их в какие-то западные кубышки. Поэтому деньги будут неизбежно аккумулироваться здесь. Если что-то глобальное не произойдет с экономикой, но пока, вопреки всем прогнозам, ничего страшного не происходит. То есть люди с деньгами тратят их здесь, а не в Куршавеле, и с каждым днем этих людей будет все больше и больше. Это серьезнейший плюс, правда не для глубинки, а для центральных городов. Плюс будет расти внутренний туризм. Те, кто раньше летели в Европу, летом были в Сочи и Крыму, а зимой неизбежно поедут в центральные города: в Москву-Петербург. Это будет огромный вал внутреннего туризма, на котором можно очень хорошо зарабатывать.

С тем, что все экономят я не согласен. Есть будут всегда и везде. Деньги в рестораны все равно будут приходить. Конечно, фастфуд — более безопасный сегодня формат: он практически не убиваем. Не только выживет, но и заработает за счет доставки, так как находится в самом низу потребительской линейки. И люди, отказываясь от каких-то форматов в силу каких-то экономических потрясений, все-равно придут в фастфуд. Поэтому я, чтобы не класть все яйца в одну корзину создал проект «Чебурешная» — оценив ошибки других крупных игроков, я сделал, наверно, первые чебуреки, которые можно доставлять. 

С тем, что новые проекты может кто-то воспринимать как пир во время чумы, нужно просто смириться. Что — всем лечь и умереть? Бизнес идет, производство работает… А в театр ходить – это не пир во время чумы? А фильмы снимать, книги издавать? Жизнь продолжается, и мы должны жить независимо ни от чего, занимаясь делом и выстраивая свой бизнес. 

По поводу тех, кто закрыл бизнес или переводит его куда-то туда, есть много разных мнений, и я бы не подливал дополнительно масло в огонь. Могу сказать только про себя: я никуда не собираюсь и буду делать бизнес в России. Это не значит, что я не готов открывать какие-то франшизные проекты за границей, но база в любом случае будет здесь.

Денежный поток VS репутация

Как определить, когда еще можно спасти бизнес, а когда проще расстаться с ним навсегда?

Такой вопрос сейчас очень актуален для российского бизнеса. Как бы ни хотелось избежать его, но вероятность того, что об этом придётся задуматься не гипотетически, а очень серьёзно, растёт изо дня в день. Можно пока еще найти много поводов для успокоения, но ситуация такова, что чем дольше мы откладываем решение неприятных вопросов, тем выше будет цена этого решения. Сейчас как никогда время – деньги. Но если бы проблема была только в них.

Крупный, средний и даже малый бизнес сейчас поставлен перед выбором: сохранить денежный поток или сохранить репутацию. Конечно, если доброе имя присутствовало на рынке не только прогосударственных коммерческих структур, а среди независимых рыночных игроков и контрагентов, представляющих частный бизнес. Возможно, такой вопрос в формате «или-или» покажется грубым упрощением, но давайте смотреть не на текущую ситуацию, а на то, что будет завтра и послезавтра.

Маркетинговая катастрофа, которая уже случилась на российском рынке, выкинутом на обочину мирового прямо на ходу, пока еще не осознаётся многими бизнесами полностью. Она лишь витает в воздухе в виде сомнений и подозрений, дурных предчувствий.

Те же, кто остановился, законсервировал, продал и уехал — воспринимаются не как провидцы, а как глупцы, дающие оставшимся новые рыночные возможности.

Но для того, чтобы реализовать эти возможности – нужен рынок. Достаточное количество поставщиков и потребителей. Ключевое слово здесь “достаточное”. А что если некому будет поставлять и не на что будет покупать?


Я ни в коей мере не пытаюсь запугать, я лишь пытаюсь создать один из сценариев, вероятность реализации которого достаточно высока. Закрытие экономики вызывает цепную реакцию: покупатели меньше тратят - производители меньше создают. Об этом я писал в статье про принцип домино. И сейчас уже заметно, как этот принцип работает. И главный вопрос – где стоит ваша «доминошка».

Отсюда и сценарий. Что произойдет, когда настанет черёд вашего рынка или отрасли? Понятно, что выживет на нём компания с лучшим набором административных рычагов управления. И так же понятно, что, когда ситуация изменится в лучшую сторону, подобная компания и её бренд соберёт на себя максимум потребительского негодования, потому как среда всё равно останется прозрачной. По силам ли будет вашему бренду и вашей репутации справиться с обвинениями в коллаборационизме?

Конечно, это всего лишь один из сценариев. И он, наверное, самый неприятный для бизнеса. Потому как деньги – это самый легко восполнимый ресурс. Если репутация осталась нетронутой.

Поэтому выбирать между завтрашней репутацией и сегодняшними доходами всё равно придётся. К такому выбору как раз приведёт менеджмент с горизонтом планирования в один день. Но, вполне возможно, к моменту вынужденного выбора может не остаться ни того, ни другого.

Выбор ли это межу синицей и журавлём? Нет. Потому как пусть сценарии экономического развития (если это слово уместно) и различаются, но среди них есть только негативные: как кратко-, так и среднесрочные. И избежать их можно прибегнув лишь к радикальным решениям. Но с другой стороны, если предпринимательская способность позволила создать сегодняшний бизнес, почему она не поможет создать бизнес и завтра? Возможно, в новом месте или в иное время, но такой же компетентный и эффективный. На который можно начать копить силы и знания прямо сейчас. Не нужно для этого перерождаться из пепла как птица Феникс. Нужно просто не забывать мудрую поговорку американских индейцев: «Если лошадь сдохла – слезь».

«Лучше быть ниже радаров»: руководитель фудтех-компании о людях, бизнесе и перспективах