Пара слов про VPN и не только... Каждое утро мы решаем, что делать и как провести этот день. Сейчас, как и два года назад с появлением ковида, у нас есть выбор. Попробовать переждать, в надежде, что все вернется, заняв одну из любимых стадий (отрицание, гнев или торг). А можно сразу начать с принятия (депрессию вообще не рассматриваю).

Но даже приняв ситуацию у нас есть два вида реакций - гиперкомпенсация и адаптация. Если мы понимаем, что гречка подорожает, то можно ей запастись, это гиперкомпенсация. А можно улучшить свои навыки так, чтобы зарплата позволяла покупать продукты, не глядя на цены.

Если перевести в область соцсетей, то в случае запрета одной из них можно сделать небольшую пристройку в виде VPN и продолжить в ней работать. Это как раз будет гиперкомпенсационная реакция. Она требует минимум усилий, но глобально не решает возникшую проблему, а только откладывает наступление ее острых последствий.

Многие блогеры сейчас продолжают публиковать контент в «Инстаграме» или Facebook (эти соцсети запрещены в РФ). Они руководствуются разъяснениями госорганов, что это не запрещено. С маркетинговой точки зрения есть еще довод, что там осталась только та аудитория, которая VPN использовать умеет, а значит имеет большую квалификацию и скорей всего более платежеспособна. Но, что они упускают, так это тренды.

Прирост новых блогеров в эти сети точно замедлится или остановится полностью. Значит, и новая аудитория перестанет приходить.

Значит бизнес-модели оставшихся блогеров изменятся, аудитории станет меньше, конкуренция блогеров за нее возрастет, но и объем рекламы от них вырастет, а значит будет отток аудитории из-за падения полезности контента. 


При этом профессиональных затрат создание контента будет требовать больше. Говоря проще, издержки возрастут, а прибыль будет падать. Это приведет к тому, что постепенно отдельные блогеры будут уходить, а вместе с ними и аудитория и ситуация будет еще больше усложняться. То есть это будет трендом.

К чему это приведет? Те, кто работает сейчас в этих сетях через VPN в какой-то момент все равно примут изменения и пойдут в ВК или «Телегу», но они потеряют время. Эта модель рассуждения универсальная. Принимая решение почти по любому вопросу - мы решаем о том, как адаптироваться к изменению. Чем быстрее мы адаптируемся, тем нам будет проще.

Еще одна интересная мысль, большинство блогеров смогли сохранить при переходе в другую соцсеть от 1% до 5% своей аудитории, в то время как объем подписчиков того же ВК вырос больше, чем в двое.


То есть при смене соцсети, даже по инициативе блогера, подписчик соцсеть меняет, а вот на блогера не факт, что снова подпишется! Почему? Потому что в новой среде будет другое поведение, по крайней мере на начальном этапе, а значит, по сути, все начинается заново или с тех заделов, которые у каждого были.

Это подводит к еще одной мысли, что в большинстве случаев любая экстренная ситуация сбивает с ног всех, меняются старые схемы поведения. А значит, чтобы приспособиться к изменению надо уметь понимать, что именно изменилось и как на это реагировать.

В августе 2012 года я выложила свой первый пост в «Инстаграме». Новая площадка стала стремительно набирать аудиторию в России, и все мы стали уходить из привычной на тот момент социальной сети «ВКонтакте».

Сейчас мы видим обратную ситуацию – люди пытаются восстановить забытые профили в ВК, вспоминают как им пользоваться и что с ним делать. Это трудоемкий процесс, который съедает время. В 2012 году ты подписывался на своих друзей в Instagram, и по сути перетаскивал весь свой круг общения из одной социальной сети в другую. Происходило это практически безболезненно (без потери в количестве этой аудитории).

Сейчас другая ситуация. У блогеров и коммерческих аккаунтов есть большое количество подписчиков: десятки или сотни тысяч, а у кого-то миллионы. Вся эта аудитория не пойдет за ними из Instagram в ВК или Telegram. Мы с вами не знаем наверняка как долго продлится блокировка, а это значит, что если вы забросите свой Instagram сейчас, то вернуться к былой популярности через n-ное количество времени будет значительно сложнее.

А теперь математика: в среднем охваты по коммерческим аккаунтам, которые мы ведем, снизились на 45%. Если раньше пост просматривало где-то 20 000 человек, то сейчас 11 000.

Но эта цифра все равно выше, чем количество просмотров в телеграм-канале или группе «ВКонтакте». А значит, публиковаться в «Инстаграм» все еще выгодно. 


Также стоит учесть, что «ценник» блогеров на рекламные интеграции снижается, а значит, вы можете их использоваться в своих целях, оптимизируя бюджет (естественно, если статистика их блогов вам подходит).

Ну и еще, конечно же, «Инстаграм» все еще целесообразен для компаний, которые работают с иностранными клиентами и партнерами.

Почему Telegram бесполезен для ретейла?