Вот что я думаю обо всем ныне происходящем и грядущих последствиях этого кризиса.
1. Экономический (не медицинский) кризис надолго — условно года на два.
2. Из-за того, что люди станут меньше ходить в «каменные» магазины, снизится роль продавцов, упадут средние чеки и апсейл; появится резкий спрос на умные call-центры и диалоговых роботов в роли продавцов. TWIN уже сейчас делает голосовых роботов-продавцов, не отличимых от человека.
3. Думаю, будет новый толчок развития «подъездных» постаматов, в том числе в разных форматах и с холодными ячейками. Иными словами, эволюция постаматной сети может резко ускориться.
4. Продавцы продуктов питания из-за роста онлайн-доставки быстрее поймут, что сервисы быстрой доставки (инстакарты) крадут у них клиентов, и вспомнят, что лояльность инстакарту выше, чем почти любой офлайн-сети из-за простоты первого выбора и отсутствия необходимости переключаться. Возможно, кто-то из инстакартов дрогнет и станет ретейлером сам (что на самом деле неизбежно — просто момент хороший).
5. Быстрее будет проходить раздел между «скучными» и «интересными» товарами, что потребует реконструкций в офлайне (и, возможно, частично сокращения площадей).
6. Рынок снова (и уже надолго) качнется от арендодателей в сторону арендаторов (к радости ретейлеров).
7. Плохая новость. После введения жестких ограничительных мер российские власти испугаются такой же быстрой их отмены, и это аукнется закручиванием гаек и в политическом, и в фискальном отношении.
8. Хорошая новость. Когда пройдет первый эмоциональный шок (а он уже начал спадать) и большинство инвесторов смогут снова рассуждать хладнокровно, начнется бум инвестиций в «вирус-френдли» бизнесы, включая retail tech. Это уже началось в США и Израиле, как стало ясно из последней онлайн-конференции Axis Innovations.

Мы сегодня выпустили исследование по ресторанам и онлайн-доставке из них. Начинали делать его несколько месяцев назад как анализ развивающегося рынка. Но все полностью изменилось за прошедшие 3 недели. Теперь это исследование не про то, как рестораны расширяют свой бизнес за счет онлайна, а про то, как рестораны спасают свой бизнес с его помощью. И вышло оно очень вовремя. Надеемся, оно станет полезным инструментом для ресторанов и поможет им принять правильные решения. Коротко о том, что мы увидели. За неделю, с 23 марта, оборот ресторанов снизился на 45% по сравнению с предыдущей неделей. До эпидемии коронавируса своя доставка была только у 42% российских ресторанов. За март 18% от общего количества ресторанов организовали свою доставку или подключились к внешней. Еще 9% намерены сделать это в ближайшее время. В условиях длительного карантина 27% ресторанов планируют заморозить бизнес, 10% — закроются.

Турбулентность, паника... Закрывают магазины, кинотеатры, кафе... Всё пропало, апокалипсис. Отсутствие информации, что будет завтра…
Вот что я вам расскажу.
Уже 37 лет как с нами нет двоюродного брата Юры. Ему только исполнилось 11, мне пару месяцев до 9 лет. С моим родным братом Алешкой они пошли к бабушке с дедушкой в деревню Трупехино, что в паре километров от родного Поддорья. Шел ледоход. Мальчишки решили побегать по льдинам.
Дома зазвонил телефон, его взяла мама. Что случилось? Кто-то из наших мальчишек утонул. Поскользнулся и ушел под лед. Кто — не знаю.
Гробовая тишина. Бежим на почту к отцу. В голове: «Только бы не Лешка». Не помню, сколько точно мы ждали информации. Час или два. Это время ожидания, наверное, было самым трудным в моей жизни. Не представляю, каким трудным оно было для двух стоящих рядом мам. Юра или Леша, Леша или Юра?
Звонок… Живой мальчик Леша... Радость в огромном горе. Не дай Бог пережить еще раз подобное.
А происходящее сегодня с коронавирусом — суета. Давно надо было тряхнуть наше общество дебильного потребления. Работаем без выходных с 10 утра до 22 вечера. Сколько можно издеваться над персоналом магазинов? Где профсоюзы, где церковь, где здравый смысл? Выросло поколение, не верующее ни в Бога, ни в царя, ни в Отечество. Магазинам необходим один выходной в неделю. Необходимо сокращение графика работы с 84 часов в неделю до 60-70 часов.
Бесят делающие трагедию из закрытия на время кафе и магазинов. Трагедия — это 900 дней блокады Ленинграда, Беслан, вырезанный игиловцами город Арда в Сирии. Трагедия — это развал Советского Союза.

Сейчас из 310 наших ресторанов в режиме навынос продолжают работать всего 100 заведений. При этом они обеспечивают лишь 8% докризисного оборота. Такая работа находится за границами рентабельности, и мы рассматриваем вопрос о полной ее остановке. Продажи компании упали в 15 раз, а 3,5 тыс. сотрудников сети находятся без работы. Компания временно трудоустраивает их в сервисы доставки. При этом платить полную заработную плату «Теремок» не в состоянии.
Это не проблема, возникшая из-за нашей ошибки в ведении бизнеса. Это классический форс-мажор, который даже в стандартной формулировке включает в себя эпидемии. Но даже в такой ситуации некоторые арендодатели продолжают требовать оплаты 100% аренды. Но невозможно вести бизнес и быть готовым к простою в течение 2 месяцев с сохранением доходов сотрудников, выплатой налогов и аренд. Разговоры о том, что в компании должны быть некие «запасы», не имеют под собой никакой деловой практики и обоснования. Это просто невозможно.

Из 120 с лишним магазинов в России у нас сейчас 11 работает в режиме интернет-магазинов. И именно по этим ТРЦ мы заплатим (постепенно) коммуналку, эксплуатацию и часть аренды. И, вероятно, существенную часть аренды. Остальные 110 ТРЦ не получат от нас за апрель ничего. Ни копейки. Есть торговля — есть платежи. Простая формула. И считать в кризис надо быстро! Кстати, во многих городах мы легко обойдемся и без складов-магазинов. Сейчас клиенты спокойно ждут заказ лишние 2 дня. Торопиться некуда.