«Макдоналдс» объявил, что принял окончательное решение об уходе из России, бизнес компании в России будет продан. Как это произойдёт? Появляется новое лицо, которое в итоге покупает компанию. Кто это лицо пока не называется.

Условием сделки является то, что данному лицу необходимо осуществить ребрендинг компании, а именно — поменять все названия. То есть это будет уже не McDonald's. По сути, останутся все технологии, все оборудование и все поставщики , а также весь персонал, включая менеджмент.

Какие при этом возникнут сложности у новой компании? Все, что есть на данный момент у McDonald's, можно условно разделить на две части.

Первая часть — это какие-то помещения, которые находятся в собственности, в каких-то договорах долгосрочной аренды на льготных условиях, те помещения, где договоры не привязаны к названию бренда. Здесь у нового владельца не возникнет никаких проблем: он спокойно сможет работать и под новым брендом.

Вторая часть — помещения, где в договорах аренды очень жестко прописано, что там должен находится именно McDonald's. Те же торговые центры сдавали свои помещения именно «Маку», как необходимому им якорю. Во всех этих ТЦ, у «Макдоналдса» достаточно льготные условия, основанные на договоре, где они платят только процент с оборота, а не арендную ставку.

Во втором случае для нового владельца все будет гораздо сложнее и проблематичнее. Торговые центры имеют право в одностороннем порядке разорвать договор, и где-то ТЦ именно это и будут делать: менять новую компанию, которая заменила «Мак», на других арендаторов.

Конечно, где-то с торговыми центрами удастся договориться (возможно даже в большинстве торговых центров). Но, в любом случае, ТЦ, при перезаключении данного договора, изменят экономические условия и однозначно включат штрафные санкции. То есть, новой компании придётся за это заплатить, и немало.

Также интересная ситуация возникает с франчайзи: тут все совершенно неоднозначно. Договор коммерческой концессии, который заключён у McDonald's с франчайзи, не предполагает одностороннего отзыва названия. В этой ситуации франчайзи могут упереться и работать под брендом McDonald's, отказавшись что-либо менять. И им это будет выгодно, потому что, как показала практика, франчайзи сейчас очень неплохо зарабатывают, забрав значительную часть освободившегося потока от закрытых «Макдоналдсов».

Новому владельцу компании придётся договариваться с франчайзи на изменение названия и работу под его брендом. Но это будет возможно только в добровольном порядке, при создании определённых, экономически выгодных условий для того, чтобы франчайзи пошли навстречу. Попытку решить с ними вопрос в суде я считаю провальной: российский суд точно встанет на сторону франчайзи.