Все очень живенько
Первый день выставки MAPIC Russia, на которую съезжаются крупнейшие игроки в коммерческой недвижимости и розничной торговле, получился очень насыщенный. В проходах между стендами (а их было более 100) временами было не протолкнуться, к некоторым стояли очереди из желающих пообщаться и не только. Например, на стенде «Л’Этуаль» был организован мини-салон красоты для мужчин, где можно было подстричься. Видимо, наглядная демонстрация того, что шопинг должен быть интересным: консультанты по make-up дадут профессиональные рекомендации, чему-то научат, а парикмахеры подстригут.
Один из знакомых девелоперов, имеющих свой стенд, отметил, что в этом году выставка более насыщенная, чем предыдущие. Во-первых, она проходит на новой площадке, а не как ранее в «Экспоцентре», где меньше места. Во-вторых, на этот раз более интересные стенды. «И вообще переговоры с партнерами проходят очень живенько», — подытожил он.
Владелец одной из федеральных сетей, пробегая мимо с одной встречи на другую, тоже отметил, что все очень интенсивно. «У меня переговоры идут каждые полчаса», — сказал бизнесмен.
Торговые комплексы превратятся в центры «Здоровья»
Что касается деловой программы MAPIC Russia, то в первый день было проведено девять сессий (шли каждые час-полтора). И животрепещущий интерес вызывали дискуссии на тему, какими могут быть торговые центры через 10 лет и как их эффективно обновлять, как онлайн-шопинг использовать для роста трафика физических магазинов и ТРК, а также инвестиции в торговую недвижимость.
Некоторые участники дискуссии говорили о том, что через 5-10 лет в торговых центрах под зону развлечений и общепита будет отведено до 50% площадей центров, и приводили в пример опыт Западной Европы и США.
Так, например, Алина Стрелкова, управляющий директор Mall Management Group, отметила, что торговые центры должны стать местом, где люди общаются, встречаются с друзьями, социализируются, делают все что угодно, включая, конечно, шопинг, который все же уходит на второй план.
В качестве удачных примеров эксперт привела нью-йоркский Westfield World Trade Center и варшавский молл Zlote Tarasy. «Westfield World Trade Center — это по сути не торговый центр, а некое архитектурное пространство, которое соединяет офисные здания, 11 линий метро и пригородные поезда. Большие атриумы, причудливые формы. Люди туда идут, чтобы посмотреть, как там красиво, а потом остаются и совершают покупки. Молл Zlote Tarasy имеет по соседству центральный железнодорожный вокзал, отель и исторические достопримечательности. Поэтому для торгового центра было важно вписать все это в единую архитектуру. Например, крыша молла напоминает кроны деревьев, в нем есть и торговые, и офисные помещения, и большая зона общественного питания», — говорит Алина Стрелкова.
В свою очередь, управляющий партнер УК «Городские термы» Юрий Бычков считает, что лет через пять торговые центры опустеют и будут стоять заброшенными, если их вовремя не превратить в центры здоровья.
«ТРК превратятся в центры здоровья, где можно спать, ловить рыбу, лечиться, все что душе угодно», — говорит бизнесмен. В качестве примера он приводит собственный проект — центр здоровья и отдыха «Ижевские термы», находящийся в окружении жилых домов и магазинов и пользующийся популярностью у местных жителей. В нем есть открытые бассейны с морской водой, бани, сауны и прочие развлечения.
«Вчера 90% денег человек тратил на товар, 10% — на отдых, это было потребительское общество. Из них 5% получал ТРК, остальное шло на расходы комплекса. Сейчас 50% товаров еще покупается через ТЦ, что-то через Интернет, что-то вообще не покупается, и 50% денег люди стараются потратить на другие ценности — эмоции, здоровье. Собственники ТРЦ уже получают меньше — всего 7%, из них 5% идет на расходы и только 2% — это прибыль. Это, конечно, укрупненный расчет. Но когда денег не будет и потребности в товарах тоже сократятся, то 90% будут тратить на эмоции, здоровье, отдых и так далее», — уверен Юрий Бычков.
«Как будут вести себя покупатели через 10-15 лет и каким будет торговый центр, сказать невозможно, но можно предугадать», — говорит CEO CEETRUS Алексей Ионов. По мнению компании, в будущем выбор за потребителей, которым сейчас 10-12 лет и младше, будут делать смарт-помощники.
«Приходишь домой, говоришь ему: я хочу послушать такую-то музыку, он тебе ставит. Можно даже не говорить название. Просто сказать, что у меня такое-то настроение, и смарт-помощник тебе все подберет», — говорит Алексей Ионов.
Инвестиции в недвижимость
Портал MarketMedia выступил организатором панельной дискуссии, посвященной инвестициям в торговую недвижимость. Ее участниками стали президент сети Henderson Рубен Арутюнян, управляющий партнер Fort Group Максим Левченко, президент Zenden Group Андрей Павлов, директор департамента развития сети «Декатлон» Юлия Горощеня и директор отдела финансовых рынков и инвестиций IPG.Estate Александр Волошин.
«В России прошлый год у нас был рекордным, к сожалению: по объему инвестиционных сделок он был минимальным с 2013 года. Если раньше рынок формировали западные инвесторы, то сейчас он формируется за счет существующих игроков. Одним из ключевых игроков на рынке двух столиц стала компания Fort Group, которая закрыла сделки в прошлом году по покупке торговых центров в Москве», - отметил директор отдела финансовых рынков и инвестиций IPG.Estate Александр Волошин.
«У нас нет никакой инвестиционной стратегии, мы не инвесторы, у нас больше фермерский подход, чем инвестиционный. Когда случались кризисы и сложные времена, мы видели для себя возможности: активы можно покупать относительно за вменяемые деньги. Мы всегда хотели выйти на рынок Москвы, но на него выйти вообще невозможно. Здесь даже ларек продают по цене торгового центра, расположенного где-нибудь в спальном районе Петербурга. Очень хорошо, что нет никаких сделок на рынке, потому что для местных маленьких игроков – это большой шанс», - отметил управляющий партнер Fort Group Максим Левченко.
Подробный материал о сессии «Инвестиции в торговую недвижимость РФ» будет опубликован на нашем портале.