Мебельный центр «Гулливер» является самым крупным на Урале. Мы открылись в 2008 году, в самый разгар кризиса и сейчас переживаем уже третий кризис по счету. Нынешний кризис – самый болезненный, потому что во время предыдущих было только падение спроса. В этом году торговые центры в Екатеринбурге, и мы в том числе, были закрыты в течение 4 месяцев и понесли очень серьезные потери.
Насколько я знаю от своих коллег в Екатеринбурге, первые месяцы после открытия в обычных торговых центрах дали спад посещаемости от 7 до 15%. Это можно объяснить тем, что торгово-развлекательные центры в августе еще не работали полностью в части кинотеатров и развлекательной составляющей. Поэтому поток по сравнению с 2019 годом был ниже. В нашем случае, все открылось в полном объеме, поток посетителей вырос примерно на 3%. Это говорит о том, что существует отложенный спрос на мебель, который начал реализовываться в августе. Это связано еще и сезонностью в покупках мебели. Мы открылись в самый высокий сезон, и это стало фактором, который позволяет хоть немного, но все все-таки превосходить прошлогодние показатели. В сентябре также будет небольшой прирост посещаемости, если проецировать данные первой половины месяца на весь сентябрь. Поэтому мы думаем, что не только август-сентябрь, но и даже октябрь будем выезжать на отложенном спросе.
Но я практически уверен, что конец года ознаменуется спадом посещаемости, потому что финансовые возможности населения из-за коронавирирусной инфекции и ограничений, которые были приняты в связи с ней, значительно снизились. Покупательная способность наших граждан ниже, чем была до ковида. По нашим прогнозам, спад продлится до середины весны 2021 года и в апреле мы вернемся к докризисным показателям. С учетом того, что ожидаем спад, мы предоставили арендаторам скидки до конца года, чтобы их сохранить.
О новых трендах в продажах мебели читайте здесь
Мы очень сильно следим за безопасностью и соблюдением санитарных норм, потому что понимаем, что проверяющим очень легко поймать на нарушениях и наказать. Штрафы на фоне падения выручки и нескольких месяцах простоя очень ощутимые. Управляющие компании – дисциплинирующая сила, у которой есть свои рычаги давления на арендаторов. Стараемся донести до наших покупателей, что мебельный центр — это очень безопасное место.
Придумали нестандартный ход – попросили нашу клининговую компанию принарядится. Хотим, чтобы ее сотрудники были заметны в торговых залах. Попросили уборщиц надеть яркие фартуки, которые привлекают внимание, и наши посетители видят, что по залу постоянно шныряют уборщицы, беспрерывно что-то моют и протирают, все время пахнет хлоркой. Мы подумали, что это подчеркнет наши усилия, покажет, что мероприятия по дезинфекции и санитарной обработке помещений для нас не пустой звук.
Интервью с владельцем Первой мебельной фабрики Алексндром Шестаковым читайте здесь
Кроме того, мы поярче нарядили наших администраторов, которые осуществляют входной контроль за соблюдением масочного режима. Заменили угрюмых мужиков на симпатичных молодых людей или девушек. Потому что необходимость надеть маску или померять температуру, иногда вызывает раздражение и даже агрессию у посетителей, и этот негатив необходимо снимать.
Также мы отказались от акций и распродаж, раньше эти вопросы были прерогативой наших арендаторов. Но сейчас никакие акции, активности, розыгрыши призов и массовые мероприятия внутри торгового центра проводить не разрешаем. Это, конечно, снижает их возможности по продвижению. Лучше не привлекать к себе лишнего внимания. Будет ли вспышка заболеваемости после массовых мероприятий неизвестно, но проверка прочти гарантированно придет.
Раньше мы считали, что дополнительные входы и выходы – это зло. Они дегармонизируют покупательские потоки, начинается хаотичное передвижение по ТЦ. Сейчас пересмотрели свою позицию и открыли дополнительные входы, чтобы обеспечить меньшую скученность и показать, что мы заботимся на наших посетителях, об их безопасности и разделяем входящий и выходящий поток.
Мы перераспредели свои рекламные бюджеты. Если раньше бюджет делился на три части: наружная реклама, интернет и продвижение наших акций на ТВ и радио, то сейчас от акций мы отказались, наружную рекламу сократили и перераспределили бюджет в сторону интернета. Он дает возможность точечно и таргетировано размещать информацию на нашу целевую аудиторию. В время карантина и сидения дома, многие люди перестроились, ушли в интернет и получают большую часть информации онлайн.
Как Mr Doors внедряет мебельную ипотеку читайте здесь
Я уверен, что в торговых центрах будущего доля интернет-продаж будет существенно превышать те, которые есть сейчас. Мебельный центр будет становиться из торговой точки выставочным пространством. Уже сейчас 20-25% мебели продается под заказ с фабрики, а не из торгового зала, и это соотношение будет расти.
С учетом этих тенденций, нужно готовиться к тому, чтобы сделать сайт мебельного центра из информационного сайта продающим. Это сложно и требует сотрудничества с большинством арендаторов. Раньше мы уже предпринимали такие попытки, но безуспешно. Сейчас вопрос, как говорится, назрел и начале следующего года мы запустим сайт, на котором будет можно не только узнать, какие арендаторы у нас есть, но и купить у них мебель.
Из выступления конференции «Торговые центры. В ожидании светлого будущего», организованном комитетом по торговой недвижимости РГУД