Чат-боты внедряются в бизнес с геометрической прогрессией, поэтому данный инструмент можно увидеть в маркетинговой стратегии как малого бизнеса, так и крупных корпораций. Благодаря всем возможностям чат-бот может быть настоящим помощником для владельцев магазинов, ресторанов, отелей и т.п. Давайте разберемся, какие сегодня есть возможности у чат-ботов для сфер Retail и Horeca.

По данным Naumen, рынок чат-ботов в России, без учета голосовых роботов, в 2020 году составил примерно 500–700 млн рублей. По прогнозу Accenture, в ближайшие три года рынок будет расти примерно на 400–600 млн рублей в год.

Все чат-боты делятся на два типа: первые делают на конструкторе, вторые создают с помощью языка программирования и называют кастомными. Кастомные чат-боты имеют безграничные возможности, с помощью которых легко реализовать любой функционал. Как правило, они стоят в 10 раз дороже чат-ботов на конструкторе и создаются командой разработчиков как персонализированное решение под ваш бизнес. Но специалисты советуют в первую очередь попробовать чат-боты на конструкторе, которые также обладают достаточно большим функционалом, хоть и имеют свои ограничения, и подходят для любых сфер бизнеса.

Для бизнесов в сфере Retail и Horeca у чат-ботов есть свои особенности, а с появлением нового функционала их стало ещё больше. В апреле 2022 года Telegram представил новые возможности ботов. Привычный текстово-кнопочный подход изменили на веб-интерфейс, который выглядит как полноценное мобильное приложение.
Теперь каждый может создать чат-бот с визуалом и возможностями сайта — внутри модуля «Магазин» стали доступны шаблоны для большинства сегментов бизнеса, которые позволяют интегрировать в мессенджер все функции полноценного онлайн-магазина. В несколько кликов можно создать каталог товаров с артикулами, а также раздел с корзиной заказов. Это особенно полезно для компаний с большим количеством разных категорий товаров, например, для магазинов цифровой техники, ресторанов или супермаркетов.
Помимо прочего, появилась функцию отслеживания брошенных корзин, когда клиент добавляет товары и уходит без оформления заказа. Это позволяет точечно взаимодействовать с клиентами и помогать совершить покупки, напоминая о забытых товарах. Такой чат-бот — доступное и полезное решение для предпринимателей любого масштаба. Конструктор подойдёт всем, у кого есть сайт с онлайн-оплатой, и кто хочет адаптировать свой бизнес в Telegram.

Какие же функции предлагает чат-бот для кафе и ресторанов?
• Бронирование столов напрямую в мессенджере
• Вызов официанта в один клик с комментарием
• Заказ доставки еды через бота
• Возможность оставить отзыв
• Возможность написать напрямую директору или владельцу
• Аналитика действий пользователей в боте
• Участие в системе лояльности

Программы лояльность – это отличный способ увеличить продажи, удержать постоянных клиентов и привлечь новых. Существует несколько специальных модулей, например, выгодное предложение для первого заказа. Это может быть подарок или большая скидка, что послужит отличной мотивацией подписаться на чат-бот. Такие приветственные бонусы конвертируют пользователей в клиентов и позволяют выстроить продолжительную коммуникацию.
Второй модуль – бонус за приглашение друга. Пользователи размещают ссылку в социальных сетях для приглашения в бот своих друзей и знакомых. За это они получают скидку или бонус, а владелец ресторана получает нового клиента без всяких затрат в рекламу. С помощью чат-бота можно отслеживать всех участников программы лояльности и видеть статистику приглашений.

Еще один немаловажный модуль – это автоматическое поздравление с Днем рождения. Бот предварительно собирает данные пользователей, поздравляет с торжеством и предлагает провести его в вашем ресторане, либо выбрать наряд для праздника и т. д. Благодаря этим модулям чат-бот помогает сэкономить на SMS-рассылке и звонках, а также поддерживает лояльность клиентов и выстраивает с ними долгосрочные дружеские отношения без дополнительных усилий. Самообновляющаяся база позволяет возвращать единожды заглянувших гостей. Вместо электронного меню и чаевых по QR-кодам, пользователь переходит в чат-бот для совершения тех же действий и остается на связи для дальнейшего контакта.

При этом все пользователи чат-бота автоматически сегментируются по категориям: полу, возрасту, локации, предпочтениям в еде и прочему. Это значит, что вы не будете надоедать пользователю ненужными новостями и сможете предлагать точечные офферы: тех, кто работает недалеко от ресторана, пригласят на бизнес-ланч, а любителей сочных стейков не станут беспокоить обновлением вегетарианского меню.

Конечно, для описанного способа привлечения крайне важно, чтобы атмосфера ресторана и качество еды не оттолкнули клиента. Но если вы уверены в своем продукте — гость вернётся к вам не один раз. LTV будет расти, а значит, увеличится долгосрочная прибыль от каждого лояльного клиента.

Каких ошибок не стоит допускать, если вы решили внедрить чат-бот для вашего бизнеса? Важно помнить, что чат-бот является эффективным инструментом маркетинга, но не волшебной кнопкой. Уделите время изучению функционала, настройкам. Ваши сотрудники должны понимать ценность чат-бота и уметь в нескольких словах рассказать о ней гостям заведения. После запуска важно грамотно работать с аудиторией бота, не рассылать спам, поддерживать высокий уровень вовлечения пользователей. Придерживайтесь всех этих советов, и цена на чат-бот быстро окупит себя, а средний чек вашего заведения будет только расти.

Материал подготовлен совместно c компанией Botmaker (конструктор чат-ботов в Telegram)