Мир на наших глазах изменился радикально: закрыты границы, транспортные сообщения, в разных местах – музеи, офисы, рестораны, школы, магазины. Каждый выпуск новостей начинается сводкой по борьбе человечества с вирусом – как с театра военных действий. Меняются наши привычки, жизненный уклад. И, конечно же, меняются бизнес и рынки, в том числе рынок труда.

Самое, пожалуй, значительное изменение – это дистанционная работа. Понятно, что до пандемии были люди, которые работали без привязки к рабочему месту, и речь идет не только о фрилансерах, которые выбирают более свободный образ жизни на свой, что называется, страх и риск.

В этом году очень многим пришлось учиться работать дистанционно, хотя ни привычки, ни опыта такого у них не было. И это, безусловно, серьезная перемена в нашей жизни: ведь работа из дома требует больше дисциплины и организованности от сотрудников. С другой стороны – дистанционная работа требует определенных подходов в управлении, ибо на расстоянии можно эффективно руководить только по выполнению поставленных задач, а не методами тотального контроля.

Дистанционная работа стала менять и наш документооборот. Есть еще много организаций, где каждое действие требует кучи согласований, выражаемых подписями на внутренних документах. Все, кто имел дело с крупными компаниями, видел эти штампы на много должностей и фамилий для подписей и, конечно, распределения ответственности. Но тут карантин привнес изменения, как мне кажется, в лучшую сторону. Даже если согласования остаются, то хотя бы в электронной форме, таким образом, сокращая бумажный документооборот, потребление бумаги и внося вклад в улучшение экологии. Было бы неплохо, если бы наш пенсионный фонд тоже подключился к этому современному тренду и отменил обязательное полувековое хранение всяких не очень нужных документов, вроде приказов и других кадровых бумаг. Тем более что работодатели давно уже обо всем нужном для расчета пенсии отчитываются в электронной форме.

Посидев дома, многие люди, стали считать время, которое они тратят на дорогу до работы и других своих «обязательных» мест для посещения. И мне кажется, что эпидемия послужила катализатором уже начавшегося процесса децентрализации бизнеса в городах. Если 15 лет назад каждая уважающая себя компания должна была иметь офис в центре города со стойкой ресепшн и секретарем (или даже несколькими секретарями), то теперь офис можно арендовать поближе к дому руководства или собственников бизнеса, сотрудники со съемными квартирами могут переехать, ну а остальные – принять свои решения. Главное, что иметь офис в центре совершенно перестало быть обязательным, конечно, если это не музей или какое-либо учреждение, которое должно быть доступным для жителей всех районов. Таким образом, деловая жизнь и инфраструктура сдвигается из центра по периметру города, постепенно меняя эти районы.

Нужно отметить еще один момент. Карантин, как любой кризис, обнажил наши проблемные зоны. За последние годы бизнес стремительно «осерел», совершив огромный рывок назад, в начало нулевых. Многие люди остались без каких-либо выплат в карантин – в зависимости от возможностей и морально-волевых качеств работодателей. Вполне вероятно, что когда мы пройдем эту ситуацию, и рынок труда стабилизируется, больше людей будет настаивать на хоть каком-то оформлении. С другой стороны, только в этом году возник прецедент, когда государство стало раздавать деньги бизнесу. И речь идет не о финансовой помощи вечным страдальцам вроде наших государственных монополий, а огромном количестве компаний среднего и малого сегмента, но у которых были и есть сотрудники, и которые платят налоги. Налоги для субьектов МСП сократили аж до конца 2021 года. А организациям из пострадавших отраслей дали денег в прямом смысле, причем по электронному заявлению и быстро. Безусловно, многие предприниматели стенали об отсутствии поддержки, но ведь и они до этого особо ничего в государство не вкладывали: налоги и взносы не платили, так почему им должны были дать средства, уплаченные другими налогоплательщиками? И это может стать поворотным моментом: при разумном смягчении фискальной политики бизнес вполне может начать обратное движение в «белую» зону, что будет выгодно и интересно всем.