Справка

Ingka Centres — международная компания, у которой в управлении находится 45 семейных ТЦ в 15 странах мира. В 11 крупнейших российских городах построено 14 комплексов «МЕГА» общей торговой площадью 2 млн м2. Их посещают 237 млн покупателей в год. В составе торговых центров «МЕГА» работают магазины IKEA. Это крупнейшая в мире розничная сеть по торговле мебелью и предметами домашнего обихода, основана в 1943 году в Швеции. В состав сети входит 374 магазина в 30 странах. Общее количество сотрудников — более 150 тыс. человек. 


Торговые центры сегодня — это не только и не столько про торговлю. Это общественные пространства, от которых люди ждут нового опыта, удовлетворения своих потребностей и предвосхищения своих желаний. Поэтому мне никогда не было интересно просто управлять ТЦ. Я всегда стремилась расширять их функционал. Я много езжу по стране и миру и понимаю, что торговые центры повсеместно теснят онлайн и магазины у дома. Из-за пандемии этот тренд только усилился. Люди сильно изменились. И если торговые комплексы не будут меняться — они обречены.

Это касается всех моллов, в том числе ТЦ «МЕГА Екатеринбург», где я работаю уже 6 лет. Этот торговый комплекс открыли в 2006 году. Его арендная площадь — 106,5 тыс. м2. У нас 155 магазинов, 4,7 тыс. парковочных мест. 99% жителей города знают ТЦ «МЕГА». Но знать и приходить — разные вещи. Правда, нам грех жаловаться, посещаемость у нас — 13-14 млн человек в год. Хотя находимся мы не в центре города, и наш ТЦ не самый большой в Екатеринбурге. Он значительно меньше ТЦ «Гринвич», самого большого торгового центра России на данный момент (его арендная площадь — 259 тыс. м2). Приходится придумывать фишки, которые побуждают людей ехать к нам. За 6 лет мы реализовали несколько проектов, которые превратили наш молл в яркое общественное пространство. И задали несколько трендов, которые с радостью подхватили другие бизнесы Екатеринбурга.

1

Коммерческое обновление

Первым проектом, который ознаменовал собой начало больших перемен, стал коммерческий апгрейд всего центра. Провели мы его за полтора года. Поменяли в ТЦ все, от пола до потолка. Причем ни на секунду не закрывая торговлю. Мы на 80% обновили все магазины, поменяли освещение, навигацию и зоны отдыха, провели реконструкцию входных групп. Большая часть работ шла по ночам. Почему решили обновиться? Да потому что поняли, что время пришло. Покупатель изменился, и еще немного — и мы отстанем от его ожиданий. 

2

Обновление фуд-корта

До обновления наш фуд-корт был маленький и плохонький. Там был классно представлен фастфуд. Но не было полноценных ресторанов и места для душевных посиделок. В итоге мы разделили фуд-корт на две части. С одной стороны, у нас осталось 10 точек быстрого питания, с другой — появилось четыре кафе и три двухэтажных ресторана разных кухонь. Арендная площадь этой зоны увеличилась почти на 1 тыс. м2. Часть площадей фуд-корта мы отдали под просветительские мероприятия.  

3

Интеграция «МЕГИ» и «ИКЕА»

С момента создания ТЦ площади «МЕГИ» и «ИКЕА» разделяла глухая синяя стена. На покупателей, судя по отзывам, она производила угнетающее впечатление. Мы донесли эту мысль до глобального руководства сети и решили провести тест — разрушить эту стену. Проект мы придумали сами, отталкиваясь от желаний покупателей. А им хотелось дополнительных касс, дополнительных входов, хотелось вдохновения и свободного пространства, а еще хотелось после совершения покупок где-то посидеть и перекусить (но не только фрикадельками и сосисками). Мы собрали все фрустрации потребителей — и возник проект, который увеличил арендную площадь комплекса на 2,5 тыс. м2 и стал образцом для магазинов «МЕГА» в других городах и странах.  

4

Проект «МЕГА Парк»

Когда мы навели порядок в «МЕГЕ», то обратили внимание на свой «приусадебный» участок, где у нас была парковка. И послушав людей, поняли, что они хотят зелени и релакса. Часть парковки, площадью 12,5 тыс. м2, мы отдали под парк. Он стал самой зеленой локацией в этом районе города. Сделали там сад холмов, кафе с летней террасой, променад с фонтаном и сценой, детскую и спортивную площадки. Это добавило 15% к посещаемости ТЦ, потому что люди потянулись в парк.

5

Сервис «Шопинг налегке»

Когда мы обновили сам молл и его территорию, занялись развитием сервисов. Причем не только их стандартным набором, но и такими фишками, которые опережают желания людей. Одна из них — сервис «Шопинг налегке». В нашем комплексе люди проводят более 2 часов. Естественно, им хочется ходить с пустыми руками. Для того чтобы их разгрузить, мы создали полноценный склад для хранения покупок на парковке. Открыли его летом 2018 года. Сейчас им пользуются 3 тыс. человек в месяц. 

6

 Работа с сообществами

Общественные пространства должны влиять на жизнь города и работать с властью, бизнесом и сообществами граждан. Это история не про зарабатывание денег. Но, если ты делаешь свое дело только ради денег, это всегда читается. Лично я за гуманистический тип ведения дел. Считаю, что для людей надо сделать классно, и они отплатят тебе лояльностью и вернутся с благодарностью, а не потому, что ты ими манипулируешь. 
Работа с сообществами этому способствует. Мы общаемся и с властью, и с бизнесом — они часто проводят на нашей площадке свои мероприятия. Кроме того, мы знаем, сколько разных сообществ в Екатеринбурге, чем они живут, какая помощь им нужна. Но проблема в том, что эти сообщества, как правило, разрозненны и не умеют кооперироваться. Мы решаем и эту проблему. Недавно проводили экофестиваль. Огромного труда стоило собрать в одном месте всех представителей этой тематики, хотя в итоге каждый из них от участия в мероприятии оказался в плюсе: кто-то товары продавал, кто-то вторсырье собирал, кто-то проводил мастер-классы. 
Мы также запускаем клубы по интересам. И наша задача в этом плане не быть единственной звездой на небосклоне города, а показывать другим общественным пространствам, что и как можно сделать. А поскольку у нас репутация неравнодушного бизнеса, к нам приходит много граждан и бизнесов со своими идеями. Мы всех выслушиваем и 90% идей реализуем. Мы никому не говорим НЕТ. Это самое большое преступление против человека — сказать ему, что его идея недостойна реализации. Может, мы просто до нее не доросли. И люди не так уж многого хотят. Даже если у нас нет лишней копейки в бюджете, мы можем им дать главное — аудиторию. 

7

Устойчивое развитие

Мы стремимся задавать тренды. В том числе в теме экологии и устойчивого развития. В прошлом августе мы создали единственную в городе экостанцию и стали принимать вторсырье от населения. Установили 14 боксов для макулатуры, пластика, металла, текстиля, стекла, старой электроники и др. Это классно сработало. К нам приезжают сдавать мусор целыми семьями. На глазах формируется новая культура. 
А еще в партнерстве с общественной организацией "Аистенок" мы открыли первый в Екатеринбурге благотворительный магазин экологических товаров «Благомаркет». Таких проектов много в столицах. Но у нас до последнего времени их не было. В магазине работают женщины, которые оказались в неблагоприятной жизненной ситуации. Там же проходят просветительские мероприятия. Недавно появился еще один такой магазин в центре города. Открыли его не мы. Но это к разговору о трендах, которые мы задаем.


Теперь о грустном — о карантине. Он у нас длился 4 месяца. И сейчас мы работаем в режиме повышенного внимания к вопросам безопасности. Наши собственные проверки включают 1 тыс. вопросов разного уровня. И это правильно, ведь к нам в день приходит более 40 тыс. человек. На нас огромная ответственность за их жизнь и здоровье.
Во время карантина мы придумали несколько фишек, которые помогли нам пережить этот непростой период и сохранить статус общественного пространства.

Во-первых, мы перенесли фуд-корт в «МЕГА Парк». Открыли его в середине июня, пока «МЕГА» еще была закрыта. Там работают шесть арендаторов с русской, итальянской, американской и узбекской кухней, включая блюда на мангале. А также «ИКЕА-кафе» и летняя терраса. Многие рестораны даже после открытия ТЦ попросили разрешения оставить точку в парке.

Во-вторых, в августе мы открыли автомобильный кинотеатр «КАРО под звездами» на парковке «МЕГИ». Это первая коллаборация компаний Ingka Centres и «КАРО». В этом кинотеатре было по два кинопоказа за вечер, включая новинки проката.

В-третьих, в «МЕГА Парке» мы разместили известные во всем мире скульптуры Cracking Art. Это фигуры животных, выполненные из переработанного пластика. Эта выставка проходит в разных крупных городах мира. Сейчас она в Екатеринбурге. Вещь это дорогая, но она себя сторицей окупит и повысит статус города.

В-четвертых, во время пандемии мы запустили в онлайне много хобби-клубов. За 3 месяца провели более 300 вебинаров, на которые зарегистрировались 10 тыс. человек. Все это помогло нам не потерять связь с покупателями и укрепить свой статус места не только для покупок, но и для времяпрепровождения.

Из выступления на Межрегиональной конференции «РСТЦ-Урал/Сибирь. Новые реальности для торговых центров»