«Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя», — говорил Зигмунд Фрейд. Сложно поспорить с отцом психоанализа. Но что бы сказал дорогой Зигмунд Яковлевич, взглянув на происходящее, достаточно ли большая проблема, чтобы выйти из себя, или все-таки необходимо искать силы и пытаться сохранить остатки здравого смысла в этом океане безумия, творящегося вокруг?
Паника уже охватила буквально всю планету, доказательством чего служат пустые полки супермаркетов, а также закрытые границы между странами. Или, может быть, ну его, этот здравый смысл, и нужно бежать со всех ног по магазинам, пока всю гречку не разобрали, заодно сноровку проверим, а то вдруг уже разучились стоять в очередях и расталкивать локтями соседей?
Об авторе
Анна Шерер — эксперт в области психологии маркетинга и поведенческой экономики.
Имеет опыт работы CEO, директором по маркетингу в Yohji Yamamoto Parfums (Великобритания), директором по маркетингу СТМ и арт-директором сети «Л’Этуаль», тренинг-менеджером Givenchy Russia (LVMH group).
Создатель образовательной платформы в области психологии маркетинга и поведенческой экономики Marketing Evangelist.
Основательница WAR&PEACE — первого бренда концептуальной одежды в категории size plus.
Вообще, сохранять здравый смысл и не поддаваться панике — занятие весьма сложное. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти в Интернет и почитать какой-нибудь животрепещущий топик — сразу начинаешь сомневаться в самом факте разумности человека разумного. Так что же лежит в основе нашего поведения? Что его направляет, какие внешние или внутренние факторы влияют на нас и приводят порой к не совсем адекватным реакциям?
Любой стресс приводит к регрессии нашего поведения, именно об этом писал Фрейд. Мы скатываемся с позиции «разумности» на более примитивный уровень реагирования, который управляется нашей лимбической системой. Условно говоря, включается полевое поведение, которое направляется нашими установками или инстинктами. Конечно, это при условии, что человек был на том самом разумном уровне, а то ведь многие до него так и не дорастают… Как бы жестоко это ни звучало, но прямохождение вовсе не является признаком человека разумного, людьми нас делает умение прогнозировать предстоящие события и управление своим поведением согласно сделанному прогнозу. Если этого не происходит по каким-то причинам, включаются базовые программы, известные как «падай или беги», и, как следствие, два типа реакции: маниакальная или депрессивная. Удостовериться в этом легко: любое общественное мнение, как правило, делится на «все пропало, мы все умрем» или «мы наш, мы новый мир построим», и лишь немногие способны рассуждать здраво, но их, как правило, услышать практически невозможно, так как все заглушает рев эмоционально неустойчивой толпы.
Кстати, про толпу. Противостоять большинству также под силу лишь немногим (особенно когда толпа приобретает планетарный масштаб), ибо в нашем коллективном бессознательном наглухо вшита установка про то, что все ошибаться не могут, и про то, что нужно быть как все, что, конечно же, является опасным заблуждением. Все как раз-таки правы быть не могут, потому как «все» означает «никто» и здесь перестают работать законы рационального и в силу вступают законы иррационального, в основе которых базовые инстинкты.
Базовые инстинкты условно делятся на две системы или два аффекта: положительный и отрицательный. В каждом аффекте присутствует несколько базовых программ. Так, например, агрессивный аффект состоит из ярости, страха, паники и горя, а положительный — из программ заботы о потомстве, сексуального влечения, поиска и игры. Этим базовым программам предстоит в человеке развиваться и трансформироваться в определенное поведение, которое зависит от того, насколько успешно они были развиты в детстве, от опыта, который получает ребенок. А различные сочетания этого опыта формируют поведенческие реакции и эмоциональный фон, которые и определяют в конечном итоге нашу картину мира.
Следующий уровень — это уровень исключительно человеческих особенностей, связанных с речью, мышлением, сознанием, а также волевым регулированием поведения. Условно кора больших полушарий способна отслеживать аффекты и импульсы, идущие из нижележащих слоев психики, и либо подавлять их, либо реализовывать. Сочетание этих операций мы распознаем как «Я», как свою личность. Таким образом, наше «Я» — это своего рода дирижер, который управляет огромным оркестром (кстати, отсутствие дирижера или его некачественное функционирование приводит к психозу, известному как шизофрения, помните, то самое, без царя в голове?).
Вообще, все происходящее последние дни создает мучительное ощущение, что царя таки в голове нет или царь занят более важными вопросами продления своих полномочий и ситуация вышла из-под контроля или, наоборот, это такая невероятная импровизация, где каждый музыкант как по нотам играет свою партию…
Возьмите, к примеру, СМИ, которые в погоне за рейтингами и просмотрами теряют последние остатки разума и превращаются в источник тревоги и паники, еще больше усугубляя и без того неустойчивую ситуацию. Воистину пир во время чумы, простите, коронавируса.
В ситуации неизвестности и отсутствия ощущения базовой безопастности бесконечная информация о распространении вируса формирует негативное эмоциональное поле, которое давит на психику, день за днем истощая психологическую устойчивость организма. Это приводит к снижению критического мышления и волевого контроля за своим поведением, буквально погружая человека в бездну безумия и активируя примитивные формы реагирования на стресс, следствием чего является неадекватное потребительское поведение, которое есть не что иное, как способ справиться со стрессом и попыткой взять контроль над ситуацией.
Да, нагнетание эмоционального фона приводит к повышению уровня тревоги. Это своего рода биологический сигнал об опасности. Происходит выброс гормонов и нейромедиаторов, направленных на то, чтобы справиться с ситуацией, что в свою очередь активирует поведение, направленное на преодоление проблемы, такой тип поведения принято называть «отреагирование вовне», что означает «действовать», то есть физические действия как способ снизить уровень стресса и тревоги. Так обычно происходит, когда источник тревоги непонятен или недостижим. Куда бежать и с чем бороться — непонятно, а справляться с затопляющими чувствами как-то нужно, поэтому мы ищем наиболее привычные способы справляться с ситуацией — сметать с полок все подряд и делать продуктовые запасы согласно нашей исторической памяти.
Есть еще один наиболее важный момент в регуляции человеческого поведения — контроль. Человеческая психика так устроена, что нам невыносима сама мысль о том, что мир и сама жизнь — это не что иное, как череда непредсказуемых событий, которые происходят сами по себе и никоим образом не зависят от нас. Потеря контроля над ситуацией является наиболее сильным источником тревоги и опасности, так как погружает человека в состояние беспомощности и осознания собственной малозначительности, что ведет к неминуемой физической и психологической гибели.
Именно потребность в контроле является источником всякого рода мифов, вселенских заговоров и порой совершенно немыслимых и фантастических теорий, потому что любая теория, даже самая нелепая, это лучше, чем пустота и неизвестность.
Что мы имеет в конечном итоге? Отсутствие определенности, связанной с пониманием источника тревоги, в нашем случае вируса, и прогнозами относительно его развития, приводит ко всеобщей истерии, всякого рода мифам и преувеличениям. Соединяясь, тревога и отсутствие контроля над ситуацией порождают панику, которая подогревается и раздувается СМИ (здесь уместно задать вопрос о том, кому это выгодно) и приобретает черты, которые свойственны психологии толпы. Это, в свою очередь, запускает базовые программы, направленные на преодоление препятствий, которые, исходя из исторического опыта, материализуются в сверхактивном потребительском поведении.
Что же делать? Включать голову, прогнозировать, исходя из имеющейся информации, и действовать согласно своим прогнозам, не поддаваясь массовой истерии и отдельным источникам тревоги, сколь авторитетными бы они ни были, и, наверное, самое главное — это помнить, что мы люди, и ни в коем случае не терять своего человеческого облика.