Пока мы не видим тренда на сокращение спроса во время карантина, наоборот, зафиксировали рост в отдельных категориях, которые раньше не были на нашем рынке очевидными. Выросли продажи sport indoor — товаров для занятия спортом, не выходя из дома.

Что касается категории fashion, не могу сказать, что наша площадка — ключевой игрок в этой категории, только в прошлом году мы стали предметно ее развивать, пока у нас не настолько большой ассортимент, чтобы фиксировать спад. У локальных продавцов активно растет субкатегория «домашняя одежда». Все остальное продается так же, как в среднем по рынку.

Положительный момент заключается в том, что в первый день распродажи (проходила с 27 марта по 1 апреля. — Ред.) оборот по локальным продавцам сильно подрос. Более 100 млн рублей совокупного оборота — это достаточно позитивный, на мой взгляд, результат.

Очевидно, что интерес будет повышаться и увеличится количество компаний, которые будут заходить на маркетплейсы. Мы отмечаем, что на протяжении последних 3 недель такой спрос удвоился и продолжает расти. Первую меру поддержки, по обнулению комиссий, мы уже реализовали (в середине марта «AliExpress Россия» объявил об отмене комиссии для российских продавцов, ранее она составляла 5-8% в зависимости от категории товаров. — Ред.) и сейчас с партнерами работаем над новыми. Мы не только готовим меры поддержки с точки зрения маркетинга, как на других площадках, но и активно работаем с нашими коллегами по логистике и по платежным историям.

В нашем случае, чтобы открыть свой магазин, нужно сделать два клика. Для продавцов есть пошаговая инструкция по регистрации, для тех, кому ее недостаточно, мы увеличиваем количество сотрудников call-центра, которые дают консультации по этому вопросу. Кроме того, есть пул партнеров, более 20 авторизованных компаний, которые также могут отказывать услуги по регистрации магазинов.

Подробнее о том, какие основные ошибки совершают российские продавцы на AliExpress, можно прочитать здесь



На AliExpress есть три модели работы. Первая, классическая, когда продавец работает со своего склада и самостоятельно отправляет заказы по всей стране. Для них маркетплейс — это источник дополнительных заказов. С точки зрения фулфилмента и дропшипинга все на текущий момент ограничено одним регионом, Москвой и Московской областью.

Каких-то эксцессов, связанных с доставкой по России, мы не фиксировали. Все наши партнеры работают в штатном режиме, больших задержек с отправкой нет. В поставках из Китая последние 3 месяца был спад, связанный сначала с празднованием китайского Нового года, а затем с введением карантина из-за эпидемии коронавируса, все силы были брошены на то, чтобы как можно скорее реанимировать этот спад. Пик кризиса пройден, уже в марте удалось на 95% восстановить поток, продавцы из Китая возобновили производство и сейчас отправляют заказы в разные страны, в том числе и в Россию.

Сейчас тестируем не только кросс-бордер из Китая, но и другие локации, смотрим в будущее, чтобы и другие продавцы и платформы AliExpress из других стран имели возможность торговать не только внутри своих стран. То же самое касается российских продавцов, мы ведем внутреннюю работу по созданию решения для них. Но на текущий момент развитие локального рынка для местных продавцов — это приоритет. Мы будем всячески усиливать и вводить новые меры поддержки, чтобы российские продавцы в меньшей степени испытывали трудности в этот непростой период.

Справка

«AliExpress Россия» — совместное предприятие Alibaba Group, Mail.ru Group, «МегаФона» и Российского фонда прямых инвестиций в сфере электронной коммерции в России и СНГ. Компания создана в октябре 2019 года. Сейчас на AliExpress более 10 тыс. российских продавцов, в ассортименте которых более 1,5 млн товаров почти во всех категориях маркетплейса.



На основе выступления на онлайн-конференции «E-com: Здесь и сейчас»