В продуктовом ретейле 17 марта начался ажиотажный спрос, сильнее, чем в новый год. Это потребовало серьезной мобилизации ресурсов – управленческих, финансовых, административных. Главная задача была сохранить товар на полках и убедить граждан, что никакого риска с дефицитом товара нет. Мне кажется, нам удалось это сделать. И такого пика продаж отрасль больше не ожидает. Но если вдруг и будет какой-то небольшой ажиотаж, то у сетей сформировано достаточно запаса по всем видам продукции. С одной стороны, и поставщики уже мобилизованы в части увеличения мощностей, с другой стороны, сформирован запас большого количества некрупных поставщиков, которые могли бы стать контрагентами для сетей (а сети научились уже с ними работать).

Как сети пережили ажиотажный спрос
Факторов, позволивших пройти ажиотажный спрос, два. Первый – действия самих сетей. Они увеличили объемы закупок, мощностей по приему товаров, переформатировали работу распределительных центров (РЦ). В целом упор делался на сокращение времени доставки от поставщика до РЦ или магазина, был выделен дополнительный персонал, увеличилось количество смен. Все это, естественно, сказывалось на экономике процесса сетей, потому что все эти издержки в цены не транслировались. Такая интенсивная работа привела к результату и ажиотаж достаточно быстро погасили.

Сначала всплеск продаж был в форматах гипермаркет и супермаркет, именно в них выносились полки с товаром наиболее быстро, люди приезжали на машинах и закупали большими объемами. И эти форматы нуждались в большем внимании, потому что они формировало картинку у покупателей, СМИ, министерств и ведомств, надзорных органов. Потом этот тренд перекинулся на магазины у дома. Но и те, и другие форматы справились с ажиотажным спросом.
Второй фактор – деятельность федеральных органов власти. Мы попросили Минпромторг проводить ежедневные оперативки с личным участием, и даже, когда перешли на удаленку, проводили каждый день видео конференции с участием в том числе и ФАС, администрациями Москвы и Московской области, и представителями Министерства сельского хозяйства.

Про падение трафика
Но возникла другая ситуация. Когда сети затарились, а период ажиотажного спроса прошел, то магазины оказались с большим количеством продуктов в условиях падения трафика и снижением темпов роста среднего чека.
Сейчас мы наблюдаем такую картину: последнюю неделю трафик устойчиво падает по сравнению с пиковым спросом (16-17 марта). В магазинах у дома падение 20-30%, в гипермаркетах – 40-60%. Но если сравнить текущую неделю с аналогичным периодом 2019 года, то тоже наблюдается падение и это тревожный знак. Правда, там оно не такое большое, примерно 8% в зависимости от сетки.

Сначала тенденция падения трафика наблюдалась в Москве и Московской области, а затем началась в регионах. Но если в Москве потом был небольшой всплеск из-за продления карантина, то в регионах покупательская активность продолжает падать. Правда, пока наблюдается рост среднего чека: ходят реже, а покупают чуть больше. Но рост среднего чека замедляется. Для ретейла это означает простую и неприятную тенденцию: 2-3 хороших недели, но весь оставшийся год плохой.

Ретейл сильно вложился в увеличение объема закупок, персонала, логистические услуги и эти расходы никогда не окупятся, но мы сейчас не про бизнес говорим, так как компании работали в формате не заработка (к сожалению, для экономики), а выполнении своей социальной функции, и сейчас эти эффекты невозвратных инвестиций отрасль начинает поджимать. Мы видим, как пресс финансовых показателей все больше и больше давит, а тенденция, связанная с падением трафика и объема покупок, будет сильно сказываться.

Как менялся спрос
Сети инвестировали в запас товара, чтобы полки были заполнены. Причем товары формировали с учетом риска повторения ажиотажа. И когда происходит падение трафика, то возникает проблема с непроданным товаром. Его же возвращать нельзя, а значит надо утилизировать, и это тоже финансовые издержки. И это тоже определенный вызов и сети учатся жить в новой реальности. В первую очередь с ней сталкиваются гипермаркеты.
Сначала мы видели спрос на туалетные бумагу, крупу, товары личной гигиены. Затем через какое-то время увеличился спрос на фреш и ультра фреш – это овощи, мясо, рыба. Но если консервы и крупы можно закупить и не переживать, так как у них длительный срок хранения, то с фрешем так не получается. Его закупили, исходя из спроса вчерашнего и позавчерашнего дней, а его стали меньше покупать.

Про повышение цен
Еще один фактор, связанный с ухудшением финансовых показателей и давлением на ретейл, это ситуация у поставщиков и производителей. Они стали в массовом порядке заявлять о необходимости повышать отпускные цены. Ретейл не хочет любыми способами заставить поставщика отказаться от повышения цены и держать ее любыми путями. У победы есть цена. И мы можем после негативную картину получить окончания мер, связанных с ограничением распространения коронавируса или еще раньше. Мы, конечно, можем выкрутить руки и себе, и поставщикам, но завтра мы останемся без партнеров. И это не то, что нам нужно.

Что касается прогнозов, то я ожидаю очень быстрого и резкого спада не только трафика, но выручки во всех форматах, причем не только в нонфуде, но и фуде. Я думаю, что во втором квартале падение выручи в рознице составит 25%, а может и больше, по сравнению с первым кварталом этого года. Покупать будут меньше и более дешевые товары.

Ожидаю, что легкомысленное поведение наших граждан по отношению к мягким мерам по ограничению передвижения по городу приведут к еще большему ограничению мер, а все ужесточения всегда негативно сказываются на бизнес. А когда выйдем из карантина, то многие компании не выживут. Причем я сейчас не только про ретейл говорю.