Рынок доставки готовой еды в России активно развивается, на него выходят новые игроки, появляются новые сервисы и возможности для клиента. Давайте рассмотрим три тренда, которые будут во многом определять дальнейшие правила игры на этом рынке.

Спрос на доставку алкогольной и слабоалкогольной продукции, несмотря на запрет регуляторов.

Во всем мире сервисы по доставке слабоалкогольных напитков, пива, вина по подписке от разных именитых рестораторов уже стали реальностью. Например, "Яндекс.Лавка" вышла на рынок Франции под брендом Yango Deli с основным отличием от российского сервиса в виде возможности заказывать различный алкоголь. Сейчас в России некоторые крупные интернет-ретейлеры и магазины вина доставляют алкоголь онлайн, но все равно они находятся в серой зоне, обходя запрет юридически. А одна крупная крафтовая пивоварня доставляла свою продукцию онлайн, в обход закона. Перед компанией стоял вопрос, чем платить зарплату сотрудникам во время пандемии, и запуск онлайн-доставки решил эту проблему.


Мы понимаем, на что направлена борьба с продажей алкоголя в интернете и до 22:00, но давайте согласимся, целевая аудитория, которая условно заказывает коробку вина по подписке от Джейми Оливера, это явно не те люди, кто хочет купить бутылку крепкого ближе к ночи.


Конечно, существуют определенные опасения, что алкоголь через приложения начнут покупать несовершеннолетние, но есть отличный способ избежать этого, который пришел к нам из банковской сферы. На глобальном рынке, когда курьер доставляет алкоголь, он с помощью специального приложения сканирует документы, тем самым подтверждая возраст заказчика. В случае, если покупатель не проходит проверку, его обязывают оплатить доставку по обратному адресу.

Мы на тысячу процентов уверены, что российский рынок доставки тоже придет к этому — ведь это рост продаж и налоговых отчислений. А значит выгодно не только ретейлерам, агрегаторам и маркетплейсам. Это своего рода “окно Овертона”, когда что-то кажется неприемлемым, но быстро становится популярным, и нас ждет подобный путь.

Бустерная доставка. За дополнительные деньги вы получаете приоритет на доставку даже в высокий спрос.

Рынок показывает, люди готовы платить за сервис и скорость, поэтому элементы премиального сервиса точно появятся в доставке в ближайшее время, рынок такси это доказал. Быструю доставку хотят все и всегда, но некоторые готовы доплатить за нее. Более того, они сменят приложение на то, где им предложат доставку желаемого блюда на 10-15 минут раньше. Так, Uber Eats предоставляет ускоренную доставку за дополнительную плату. В компании понимают, что после ограничительных мер потребительские привычки поменялись, люди и после пандемии будут заказывать еду через приложение, а скорость и качество будет играть решающую роль. Приоритетную доставку также запустил сервис Instacart, цель которого, стать своего рода онлайн экспресс-кассой, когда ты хочешь забежать в магазин для покупки дополнительных ингредиентов на ужин, но покупаешь все через приложение. Подобную услугу предоставляют не только сервисы доставки еды, но и различные интернет-магазины одежды и маркетплейсы.

Мы, в Сhibbis, тоже видим перспективу в таком подходе, и планируем запустить пилот у себя на платформе в самое ближайшее время. Для нас это не только следование за мировыми трендами, но и дополнительная возможность скорректировать экономику проекта, ведь бустерная доставка предоставляется как VIP пакет.


Основная сложность такого запуска будет в том, что подобная доставка первые полгода выбьет нас из зоны комфорта, — прогнозируемость спроса исчезнет.


Представьте, например, у нас есть 50 условных курьеров, в обычном формате доставки мы понимаем их загруженность, распределение в полях, но если кого-то из них выдергивать на бустеры, его можно считать вычеркнутым из основной группы. А если случился форс-мажор и ты половину курьеров отправил на приоритетные заказы, то становится сложно прогнозировать спрос.

Поэтому первые полгода пока результаты работы не будут оцифрованы и проанализированы, масштабировать такую доставку будет сложно. Как пользователь, я бы хотел иметь такую возможность, доплатить за скорость в отдельные конкретные дни. Сейчас у нас есть функция доставки ко времени, но ей вообще почти никто не пользуется, там очень смешные данные, совсем небольшие. Недавно Chibbis запустил курьеров в родном Архангельске, сделали выгрузку по первым 600 доставкам, там только один заказ ко времени, все остальное в режиме ASAP («as soon as possible», как можно скорее).

Объединенная доставка. Пицца в одном ресторане, молочный коктейль в другом, а салат в третьем.

Заказывая пиццу вы наверняка задумывались, а не добавить ли к ней бутылку газировки из супермаркета, какие-нибудь салфетки или мешки для мусора, что только закончились. При этом спускаться в ближайший магазин у дома вам явно не хотелось бы. С решением этой проблемы недавно выступила платформа для онлайн-заказа и доставки еды DoorDash, которая запустила мультидоставку, когда пользователь может добавить к своему ужину из ресторана какие-то товары либо еду из ближайшего магазина. Причем весь заказ доставляется одним курьером в одном пакете. Так агрегатор стремится стать для своих клиентов не просто приложением для заказа еды, а повседневным "электронным универсальным магазином" для доставки всех типов товаров. И это не единственный их эксперимент. Платформа сейчас тестирует пилот по мультидоставке из локальных ресторанов, когда пользователь заказывает суши в одном месте, а, например, любимый шоколадный торт выбирает в любимой французской пекарне.

Тренд мультидоставки вряд ли получит свое развитие в России в ближайшее время. Нет, такой сценарий возможен, но нужно понимать, что пока заказ перемещается от одного ресторана до другого, будет портиться еда, она не “доживет” до конечного пользователя.


Конечно, мультидоставку можно реализовать посредством промежуточных хабов, куда рестораны смогут быстро доставить еду, а курьер, отвечающий за мультисервис отвезет заказ до конечного пользователя.


Другой панацеей для этого тренда могут стать фудмоллы, подключившись к агрегатору, они могут объединить меню от всех ресторанов, представленных на площадке.

Сложность масштабирования объединенной доставки также связана с дорогой логистикой, которая будет стоить для конечного пользователя почти как три доставки, а в таком случае реально проще заказать несколько раз. Но в этом тренде есть и свои точки роста: рестораны могут начать готовить те блюда, которые интересны потребителям. Агрегатор может поделиться информацией о блюдах, которые клиенты заказывают в других ресторанах, или ресторан сам может опрашивать клиентов, что нужно добавить в меню.

Забавный факт в том, что в каком-то странном формате мультидоставка уже присутствует на просторах нашей необъятной. Одной из региональных особенностей нашего полушария уже признан формат мультиресторанов, когда в одном заведении можно заказать бургеры, пиццу и суши, в то время как в остальном мире по-прежнему развиваются монокухни.

Фуд-холл или стационарный ресторан - что выбрать?