Нас, как архитекторов, очень радует, что появился запрос на изменения в связи с пандемией у собственников и девелоперов торговых центров. Потому что пользователи давно готовы к изменениям и ждут их в ретейле.

Когда мы проектируем здание, то понимаем, что оно будет построено через несколько лет, интерьером будут заниматься еще позже. Чтобы объект морально не устарел к открытию, мы делаем прогнозы и предложения на будущее, чтобы сделать проект максимально отвечающим современным трендам, максимально адаптивным. Мы выдели четыре актуальных тенденции, которые появились во время пандемии.

 

1. «Когда мы сможем вернуться к нормальной жизни»

Люди задаются этим вопросом, это понятный, базовый инстинкт, им хочется восстановить тот порядок, который был до пандемии. Мы не говорим, что это не правильный подход, но многое поменяется.

 

2. «Это может повториться»

Уже были прогнозы авторитетных экспертов, о том, что нас всех может погубить не война, а новая инфекция, которая приведёт к пандемии. Например, об этом говорил Билл Гейтс. Несмотря на это, когда фантастика стала реальностью, многие оказались к ней не готовы, но сделали выводы и хотят подготовиться ко второй волне COVID и новым эпидемиям.

 

3. «Будет плохо»

Это давно доказанный многими исследователями факт, что СМИ и общество нагнетают и драматизируют информацию. Наш мозг устроен так, что мы больше замечаем плохое, а не хорошее. Это проявляется в общей социальной тенденции, что люди склонны драматизировать ситуацию.

 

4. «Новый человек. Пост-консьюмеризм»

Рождается новый человек, который вообще не готов к массовому потреблению и большой гонке, который пережил пандемию и понял, что же для него на самом деле важно для качественной жизни: здоровье, семья, дом с рабочим местом, безопасность, поддержка близких и общества.

 

Что же нам говорят эти четыре тенденции? Что люди хотят что-то покупать, потому что это привычка, но тем не менее, есть страх, что все может повториться, поэтому нужно быть острожным, и что качество жизни на самом деле не зависит от потребления. Мы наблюдаем за потребностями покупателей – это человек в поисках безопасности, средств к существованию. Он пытается экономить, думает о деньгах, ценит свое время, потому что хочет уделять его семье и близким. Человек в поисках вдохновения, который заинтересован в самообразовании и готов к переходу на новый уровень.

Как это все соотносится с ретейлом и с торговыми центрами? Мы пришли к выводу, что люди не будут больше не будут безумно бегать по магазинам, не вернутся к тому, что будут как сумасшедшие тратить деньги на шопинг. Они будут искать положительного опыта. Нам вообще стоит отказаться от термина торговый центр и перейти к термину experience mall. Создание таких объектов – миссия для нас как архитекторов и для девелоперов. Нужно понять, что пора меняться самим, если все меняется вокруг.


О жизни торговых центров после коронакризиса читайте здесь



Как этот новый тренд будет отражаться в архитектуре? Люди, которые хотят обезопасить себя от вирусов и инфекций, хотят посещать просторные, светлые, хорошо вентилируемые пространства. С интуитивно понятным планом, с мягкими линиями, с простой навигацией, с правильно спроектированными входными группами, до которых не нужно идти долго, чтобы пройти всю коммерцию. Самое лучшее решение, когда благоустройство является частью проекта и продолжением здания. 

Если говорить о функции объектов, то к функции шопинга нужно относиться критически. Эта функция уже не основная для потребителей, нужно 10 раз подумать о месте и названии своего продукта, который будет нести ретейл-функцию. Современные моллы должны стать комьюнити-центром с культурными и общественными функциями. Такой гибридный формат, где все собрано в одном месте: искусство, театр, общественные мероприятия, арт-галереи, общественные пространства. Чем больше пространства будет отведено для экспериментов, для pop-up архитектуры и больше пространства, чтобы безопасно собираться вместе, тем лучше. Например, создание мини-парков и мини-амфитеатров рядом с ТЦ.


Мнение президента Becar Asset Managment Александра Шарапова о том, что ждет торговую недвижимость, читайте здесь



Тренд по материалам в строительстве и отделке – экологичность выйдет на пик. Мы считаем, что тренд не только в части материалов, но и в части разумного подхода, zero waist (ноль отходов) будет применяться в девелопменте. Зачем строить новые здания с нуля, если есть старые здания. Редевелопмент будет набирать обороты. Стоит обратить внимание на офисные здания, бизнес-центры, которые будут пустеть в связи с пандемией, потому что многие компании переводят своих сотрудников на удаленку, и с ними можно работать. Новшества, которые применялись во время пандемии – разметка на полу для обеспечения социальной дистанции, скорее всего, будет внедряться в отделочные материалы в интерьерах и на улице. Будет развиваться технология управления через телефон. Например, вызвать лифт через свой смартфон, не прикасаясь к кнопкам, или автоматическое открытие дверей, такие технологии уже существуют.

Детали и атмосфера будут важны для покупателей, запахи, текстура будут востребованы. Магазины начнут трансформироваться в шоу-румы, где можно почувствовать атмосферу и причастность к бренду. Такую концепцию уже применяют крупные бренды, например, Apple.


О современных фасадах ТЦ читайте здесь


В Россию тренды приходят позже, чем в Европе и Америке. Инвесторы только сейчас учатся прислушиваться к своим покупателям, учитывать их интересы. Те, кто отроется для изменений, будут привлекать свои команды не только архитекторов, но социологов, чтобы лучше понять свою аудиторию перед тем как инвестировать в создание новых объектов, будут в выигрыше. Потому что привычные модели работы, когда коммерческий план создал архитектуру, а архитектору доверили только разработать фасад и дизайн интерьера, точно больше не будет работать.

 

На основе выступления на конференции «Коммерческая недвижимость: 2020 перезагрузка», организованной ИД «Коммерсантъ»