Давайте рассмотрим основные тренды, которые на рынке упаковки обозначил коронакризис. Заразиться вирусом, согласно данным ВЦИОМ, боятся 77% россиян. При этом Nielsen в недавнем исследовании новых привычек россиян выявил рост числа тех, кто предпочитает домашнюю пищу еде из ресторанов. Новые привычки и опасения останутся с нами еще надолго. Пандемия сформирует запрос на продуктовую безопасность и качество товаров в целом. Потребитель станет более внимательным к герметичности упаковки, к сроку годности и хранения, будет проявлять интерес к самому процессу изготовления продукта и соблюдению норм.

 

1.    Длительное хранение

В последние месяцы заметно вырос спрос на продукты в упаковке длительного хранения: мясные консервы, крупы и полуфабрикаты. Мощный ажиотаж привел к увеличению объемов производства. Согласно данным Росстата, в апреле производство мясных консервов составило 66 млн банок, что на 47,2% больше, чем в апреле 2019. Крупяные компании почти вдвое нарастили темпы по фасовке гречки, а производство пюре и мясорастительных консервов для детского питания увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.

В обозримом будущем популярность продуктов питания в упаковке длительного хранения останется стабильной. При этом у производителей будет расти популярность гибкой полимерной тары с высокими барьерными свойствами и возможностью сохранения вкусовых качеств продукта. Эта тенденция актуальна не первый год: вся Европа идет по пути так называемой «зеленой» пленки, которая может быть легко переработана. Изменяются и тренды потребления. Например, 5 лет назад, бренд «Фрутоняня» планировал увеличение мощностей по производству фруктового пюре в пластике на 30% до 500 000 пакетов в день. Но на сегодня объем производства увеличился уже 2 два раза ― до 1 млн в день, а продажи стеклянных банок с пюре по сравнению с 2016 годом так же упали в 2 раза. Это означает, что доверие потребителей детского питания к полимерным материалам выросло в разы. Что очень показательно, поскольку раньше доверие к пленкам у мам было значительно меньше. Следовательно, это перейдет и на товары других сегментов. По прогнозу ирландской компании Research and Markets, в 2020 и 2021 году мировой рынок пластиковой упаковки вырастет в финансовом выражении на 5,5% ежегодно.

Важнейшими факторами в постковидной реальности роста станут: возросший спрос на упаковку товаров повседневного спроса (FMCG), на фармацевтическую упаковку, а также увеличение продаж в электронной торговле. По данным Anuga Food, тренды потребления движутся к тому, что человек хочет максимально быстро получать информацию о продукте внутри, за счет тактильных ощущений, прозрачности упаковки и удобства использования.


2. Даунсайзинг

Последствия коронавируса еще долго будут отражаться на экономической обстановке. Многие компании уже затянули пояса, и будут соблюдать режим экономии и после окончания пандемии. Бизнес активно будет сокращать расходы, включая издержки на хранение и транспортировку. В связи с этим на первый план выйдет недорогая упаковка, которая мало весит и легко перерабатывается. 

Не исключено, что популярные сегодня «магазины у дома» обозначат тренд на уменьшение размеров упаковки (даунсайзинг). Здесь имеется ввиду в первую очередь не выгода для покупателя, а удобство хранения упаковки для маленьких магазинов: небольшая упаковка занимает меньше места на полке. О планах сместить фокус на развитие магазинов у дома уже заявили, например, в X5 Retail Group.

У Kellogg's уже сейчас объем выпуска мюсли в пакетах дой пак с объемом 300 г. выше, чем в коробках, хотя еще 5 лет все было наоборот. Причина проста: пакет дой пак имеет достаточную поверхность для брендирования, но при этом имеет демонстрационное окно (в котором можно видеть продукт внутри), а, главное, он ― мягкий и требует меньше места для транспортировки и хранения ― и в магазине, и у потребителя.

 

3.    Доказательства качества и безопасности

Большая часть кисломолочной продукции изготавливается на автоматических линиях с минимальным объемом человеческого труда. Именно поэтому мы с доверием относимся к продуктам, расположенным в холодной зоне: йогурты, сырки, молоко, кефир. Аналогичным образом обстоит ситуация с напитками. Однако все радикально меняется, когда мы говорим про продукты, которые нужно подвергнуть термической обработке перед употреблением. Такая еда остается как минимум непрестижной. Люди покупают консервы, полуфабрикаты или готовую основу для супов, как правило, на «черный день», в дорогу, или собираясь в поход. Причина в том, что психологически сложно покупать продукт длительного хранения и считать его полезным. Доверие к качеству такого продукта значительно ниже, чем к продуктам на холодной полке.

Пик популярности консервов пришелся на разгар пандемии. Тушенка и прочие продукты в жестяных банках возглавили топ потребительских предпочтений весной 2020 года. Но это, скорее всего, — явление временное.

Но при этом будет расти интерес к продуктам, которые можно хранить дольше обычного ― соусы и полуфабрикаты ― с качественным составом.  Пример такого продукта – немецкий бренд Bempflinger, который производит соусы «Болонезе», «Карбонара», «Грибной», «Сливочный» для приготовления пасты. В составе только натуральные компоненты: пюре томатов, а не концентрированная томатная паста, приправы в виде трав, животный или молочный жир или мясо, а не растительные жиры или соевые белки. Что создает ощущение дорого продукта. При этом на полках Aldi и Rewe упаковка 300 г стоит около 1,6 евро.

Покупая такие продукты, потребитель будет ждать не только стабильного вкуса, но и возможности четко разобрать все компоненты в упаковке. Компании, производящие посредственные по форме и консистенции супы и соусы, будут терять в прибыли. Превосходство будет у игроков, которые будут готовы открыто и честно рассказать обо всех нюансах производства и продемонстрировать их конечному потребителю.

 

4.    Еще большая автоматизация

Если раньше спрос на продукцию формировался, в основном, за счет цены, то в постковидное время для потребителя будет важна безопасность потребления: герметичность, порционность, способность производителя открыто демонстрировать процесс производства. В связи с этим многие предприятия будут автоматизировать и инвестировать в современные системы своего производства.

Интерес к большей автоматизации подстегнет и то, что компании будут стремиться к нще большей оптимизации расходов. Парк современного оборудования в конечном итоге обходится дешевле, чем содержание сотрудников, занятых ручным трудом. Основными приоритетами будущего станут: минимум персонала, максимум эффективности (количества выходной готовой продукции), и минимум затрат на транспортировку. К примеру, компания «Проксима» (бренд «Приправыч») за счет полностью автоматической линии производства сухих супов снизила стоимость упаковки с 1,6 на 1,1 рублей. Экономия на перевесе сырья составила 28% по сравнению с прежними, полуавтоматическими линиями. В итоге инвестиции в размере 2 млн евро окупились в течении полутора лет.

    

5.    Переход к более экологичным материалам

Запрос на экологичность возник уже давно: люди обычным пакетам предпочитают эко-сумки, а вредным привычкам ― здоровый образ жизни. Зеленые тенденции будут характерны и для рынка упаковки. По прогнозам Research and Markets к 2027 г. объем мирового рынка биоразлагаемых пластмасс достигнет $7,6 млрд, ежегодно прирастая в денежном выражении в среднем на 9,4%.

Пластиковые ламинаты часто используются для производства упаковки, потому что хорошо подходят по техническим характеристикам. Однако с точки зрения экологичности многослойные ламинаты не идеальны. Однако уже есть достойная альтернатива в виде гибкой упаковки из так называемых мономатериалов ― полипропилена или полиэтилена. Благодаря технологии формирования пакетов из мономатериалов, мягкие пакеты, в которые фасуют орехи, семечки, кетчуп ― можно будет легко перерабатываются обратно в гранулят и использовать повторно в производстве изделий из пластика.

Nestle, Seelberger, «Фрутоняня» ― активно применяют эту технологию в деле и фиксируют экономическую выгоду: мономатериалы стоят дешевле ламинатов, не уступая им в физических и барьерных свойствах.