Притягательность продуктового рынка сложно переоценить из-за его гигантских размеров, поэтому неудивительно, что на него устремились игроки Экономики 4.0 — маркетплейсы.


В России и Ozon, и Wildberries уже засветились в продуктовых продажах, но более последовательно себя ведет Amazon, немного опережая наших игроков. Наблюдая за лидером, можно понять, а что же потенциально стоит ожидать нашему рынку, узнать, как себя поведут наши маркетплейсы.

Итак, вот подмеченные мною маленькие детали в новом продуктовом магазине Amazon Go Grocery. Прежде напомню, что это уже вторая итерация магазина. Два или три года назад Amazon заявил, что откроет порядка 3000 магазинов. Но, несмотря на слухи о том, что компания ищет помещения под торговые точки то в Лондоне, то в Нью-Йорке, магазинов от этого сильно не прибавилось.

Причин здесь может быть несколько, но главной, мне кажется, является то, что Amazon занимает абсолютно доминирующее положение в e-commerce не только в США, где на него приходится более 40% продаж в электронной коммерции, но и на других рынках. Рынок e-commerce растет, и Amazon пока хватает забот и на нем. К тому же 2 года назад маркетплейс №1 купил продуктовую сеть Whole Foods, где торговля устроена по традиционному принципу. Так или иначе время идет, и на рынке становится всё больше магазинов с технологией бескассового обслуживания на базе машинного зрения.

Каков же он, «Магазин 4.0 – ретейл будущего», от крупнейшего маркетплейса?

1. Приставка Go в названии говорит о том, что магазин использует технологию бескассового обслуживания, которая в свою очередь основана на машинном зрении. Множество камер на потолке следит за тем, что вы кладете в сумку, и по выходе из магазина автоматически списывает у вас деньги с карточки.


Что для нашего рынка? Технология дорогая, сложная в исполнении, пока не особо где прижилась, но, безусловно, перспективная, думаю, что скорее мы пойдем по пути размещения камер не на потолке, а в тележках, что позволит резко сократить затраты на внедрение, добиться примерно такого же эффекта. Я знаю людей, которые довольно хорошо продвинулись в этой технологии в России.

2. Площадь магазина — 650 м2. По большому счету площадь такого магазина может быть любой, так как он часть экосистемы большого маркетплейса, и широту товаров даст сам маркетплейс.

Что для нашего рынка? В России в продуктовом ретейле происходит маленькая революция на поле экспресс-доставки за 15 минут. Скорее всего, при столь быстрой доставке ретейлер, который разовьет этот сервис, может сократить количество SKU и площадь торгового зала до минимального значения, так как покупатель весь остальной товар может получать со склада. В итоге ассортимент может быть похож на ассортимент дискаунтера. Примерно 2 тыс. SKU, а всё самое вкусненькое доставят домой.

3. В Amazon Go Grocery много собственных торговых марок, в частности Fresh и Happy Belly. СТМ присутствуют во многих продуктовых категориях: яйца, хлопья, специи, замороженные продукты, молоко, выпечка, деликатесы из индейки и бекон.

Что для нас в России? По всей видимости, совсем скоро маркетплейсы начнут выходить на производителей продуктов, чтобы размещать заказы на СТМ. Производителям нужно быть готовыми к сотрудничеству с новыми игроками на продуктовом рынке. Сейчас СТМ переживает новое рождение в России, но это тема для отдельного разговора.

Почему Amazon такой крутой


4. Полуфабрикаты представлены брендом Amazon kitchen.

Что для России? Похоже, что кулинария — наше всё, и фирменные блюда будут всё активнее занимать площади в магазине, так как они борются за место в желудке покупателя с сервисами доставки из ресторана. Логика понятна: чем больше люди заказывают еду из ресторанов, тем меньше покупают продуктов. Хотя пандемия многих научила больше готовить дома, но, по всей видимости, это не самый сильный тренд.

Что еще нового? Уже по мелочи:

— Буквально на каждом торце можно взять сумку как одноразовую, так и многоразовую. В этот раз их гораздо больше, чем в предыдущем магазине. Это удобно даже для формата Scan&Go.

— В залах находится довольно много ассистентов, которые помогают выбирать товар, находить нужные продукты, то есть магазин на самом деле не «бесчеловечный». От людей мы не избавляемся, просто функционально они выполняют совсем другие задачи.

— Хоть магазин и маленький, но каждый отдел подписан огромными буквами, как в гипермаркете. Такая вот фишка у них.

— Чтобы войти в алкогольный и табачный отдел для покупки, требуется предъявить удостоверение.

— Для не очень продвинутых в хозяйственном плане американцев выделены специальные места, где показано, как складывать продукты в сумку: вниз тяжелые продукты, а сверху — легкие. Пожалуй, в России это излишне.

Вот такой он, «Магазин 4.0 — ретейл будущего», от крупнейшего маркетплейса планеты. Всем ли стоит идти по этому пути? Вопрос очень дискуссионный, так как пока работают традиционные форматы, стоит их улучшать, чтобы они приносили больший доход, с другой стороны — совершенно очевидно, что мы на пороге новых форм торговли и крупные компании озадачены тем, как найти самые эффективные решения, которые станут для них конкурентным преимуществом.

Россия не стоит на месте и порождает свои форматы, которых нет нигде в мире: например, экспресс-доставку и магазины без товара, где одни примерочные. Возможно, нам удастся стать экспортерами таких форматов на Запад. Поэтому смотрим, изучаем, принимаем к сведению все новые решения, но при этом понимаем, что ни у кого нет однозначно правильных решений. Больше действий и экспериментов — значит больше ошибок, но и стремительнее движение. На ближайшие 2-3 года такая тактика вполне себя может оправдать.