Одними из самых ресурсозатратных и уязвимых перед стрессом являются те профессии, где существует непосредственный контакт с множеством людей. Это подтверждают в исследовании HH.ru и health tech компании AIBY: чаще всего страдают специалисты отдела продаж — почти 40% работодателей считают их наиболее подверженными выгоранию. К уязвимым, по данным того же опроса, также относятся сотрудники отделов HR (22%), клиентской поддержки (19%) и административного сектора (13%). Сейчас к «профессиональным стрессам» добавились изменения в мире — социальные и геополитические. Перед руководителями встали задачи по сохранению бизнеса и поддержке нужного уровня эффективности команды, чтобы справиться с внешними и внутренними кризисами. Что нужно делать для предотвращения эмоционального истощения и выгораний, каких ошибок избегать?
Ошибка №1
И руководители, и работники находятся сейчас в ситуации, где горизонт планирования невероятно мал. Именно такая высокая степень неопределенности стала для многих основным стрессом. Для снижения напряженности необходимо создавать психологически стабильные среды, в которых человек сможет на что-то опереться и адаптироваться к сложной и даже агрессивной действительности. Сама по себе устойчивая позиция у человека не возникнет, приближать ее нужно специально. Нельзя надеяться просто на течение времени, которое «лечит»: стресс приводит людей не только к выгоранию и неэффективной работе, но и к тревожным расстройствам и клиническим депрессиям. Игнорирование проблемы — ошибка №1. Какие могут быть еще?
Ошибка №2
Закрытость руководства. Регулярное общение с командой — одна из основ стабильности. Знания о том, что происходит с компанией, с какими трудностями приходится сталкиваться, могут стать базой для борьбы с неопределенностью. Люди жаждут честной, открытой и точной информации, с ней возникает возможность планирования хотя бы в краткосрочной перспективе. Если компания испытывает сложности, скрывать это и пытаться «сохранить хорошую мину» не стоит. Даже если у директора на руках план лишь на неделю, месяц, до следующей зарплаты — это немало, это уже опорные точки, которые помогут бороться со стрессом. Если регулярное информирование о состоянии дел уже введено в рабочий график, можно дополнить его групповым обсуждением сложных рабочих моментов, спорных ситуаций с клиентами. Тогда к «определенности» можно будет добавить «внимание к проблемам со стороны руководства» — это еще одна опорная точка для работников
Ошибка №3
Паника и нагнетание обстановки. Стрессам подвержены все, в том числе руководители самого высокого уровня. Команда всегда чувствует, что происходит. Личная паника директора не останется незамеченной, и, если не будет купирована, то может плохо повлиять на общий настрой команды. Избегайте разговоров с коллегами в острые моменты собственной тревожности, страха, нарушения концентрации внимания.
Для купирования таких состояний и руководители, и все сотрудники могут использовать известные психологические техники.
● Постарайтесь понять, чего именно вы боитесь: кому-то не даёт покоя курс доллара, а кто-то переживает за родных. Можете ли вы повлиять на ситуацию? Если да, то предпринимайте действия по ее улучшению, если нет, постарайтесь принимать происходящее как данность.
● Исключите триггеры. Постоянный скроллинг новостной ленты может завладеть всем вашим вниманием без остатка. Отключайте уведомления, не отвлекайтесь на гаджеты во время работы. Оставьте лишь 2-3 источника информации, которым вы доверяете, и проверяйте их только в отведенной для этого время.
● Вспомните о физической нагрузке. Составьте план занятий с учетом ваших личных предпочтений.
● Соблюдайте распорядок дня. Совершайте пробежку, отвечайте на письма, обедайте, смотрите сериал, готовьте ужин в одно и то же время.
● Уделяйте особое внимание близким. Семья и друзья — основные жизненные опоры. Если вы опасаетесь, что ваши позиции по острым вопросам могут не совпадать, организуйте общие ритуалы без обсуждения текущих новостей. Например, совместные обеды, настольные игры, просмотры и обсуждения фильмов. Главное — не теряйте контакта.
● Обратитесь за помощью. Коммуникация с психотерапевтом или психологом не означает, что вы больны. Опытные специалисты диагностируют психоэмоциональное состояние и дадут индивидуальные рекомендации по саморегуляции.
Ошибка №4
Излишний контроль. Когда у сотрудника есть возможность самостоятельно принимать решения на уровне личных компетенций и своей зоны ответственности, он чувствует большую удовлетворенность от работы, и в дальнейшем проявляет больше инициативы. Убедитесь, что у ваших работников есть такая возможность. Постарайтесь оценивать деятельность не по формальным признакам, а по конкретному результату за отведенный период. Лишний мониторинг невыгоден в психологическом плане: работники чувствуют себя как на экзамене, а это дополнительный стресс. Не оправдывает себя гиперконтроль и в финансовом отношении: на его организацию, например, установку следящего ПО или видеонаблюдения за торговым залом, тратится больше средств, чем вы получаете прибыли в результате такого слежения.
Руководителям всех уровней очень важно стремиться к личному благополучию работников: до результативности команды невозможно добраться прежде, чем мы удовлетворим базовые нужды. Забота о сотрудниках может проявляться через самые разные каналы: психологическая помощь, финансовый или юридический ассистанс, забота о здоровье.
Если у организации есть ресурсы, то можно приобретать специальные пакетные предложения от компаний, предлагающих well-being поддержку. Но самые простые способы доступны даже самым маленьким командам.
● Софинансируйте абонементы на активные занятия спортом, танцами, йогой.
● Вводите в корпоративную культуру mindfulness — практики осознанности.
● Выясните какие проблемы есть у большинства сотрудников и организуйте семинары по налогам или консультации по ипотечным кредитам.
● Организуйте участие компании в благотворительных проектах. Помощь нуждающимся способствует тому, что люди больше осознают свою значимость, у них повышается самооценка, а тревожность, наоборот, снижается. Возможность наблюдать результат своей деятельности дарит ощущения контроля над собственной жизнью и возможности управления ситуацией. Вместе с чувством солидарности это рождает желание двигаться вперед.
Главная → Мнение
→