Всего в России работает около 1000 ретейлеров. Уход 20 сетей вроде бы не так заметен. Однако очевидно, что скорость консолидации на рынке растет. В прошлом году топ-5 федеральных FMCG-сетей открыла более 5 тыс. магазинов, и в этом году темпы развития сохранятся. По итогам 2018 года консолидированная доля 10 крупнейших продуктовых сетей вырастет с 30 до 33-34%, прогнозируют эксперты.
По подсчетам «РБК Исследование рынков», за первые 5 месяцев этого года в России закрылось более 20 региональных сетей, которые в сумме объединяли 500 магазинов. По подсчетам исследовательской компании InfoLine, в 2016-2017 годах в России закрылось более 150 региональных сетей. Наиболее успешных локальных игроков скупают федеральные сети, но немало и таких, кто, не выдержав конкуренции, банкротится или просто уходит с рынка.
Небольшие сети проигрывают борьбу федеральным ретейлерам (только лидер рынка X5 Retail Group каждый месяц открывает примерно по 200 «Пятерочек» в России), кроме того, кризис, неравные условия закупки товаров у поставщиков для регионалов и федералов и постоянные промоакции в крупнейших сетях тоже сделали свое дело. В кризис потребители резко потянулись в федеральные сети, хотя в них далеко не идеальный ассортимент и обслуживание, зато низкие цены. По подсчетам GfK, с 2011 по 2017 год доля покупок по промоакциям выросла с 8,1 до 25% от оборота рынка FMCG в сетях и продолжает расти.
Всего в России работает более 1000 розничных продовольственных сетей. Однако доля 10 крупнейших FMCG-сетей постоянно растет: за последние 2 года она увеличилась на 6%, до 30% от всего розничного товарооборота продуктов питания в стране, еще 20% «размазаны» на 990 сетей, говорит генеральный директор InfoLine Иван Федяков. Оставшиеся 50% приходятся на несетевые магазины, рынки, ярмарки. К 2020 году доля топ-10 ретейлеров вырастет до 40% с учетом сделок M&A в регионах и ухода локальных сетей, прогнозирует InfoLine.
Зачистка региональных рынков
Последние пару лет были тяжелыми для небольших продуктовых сетей во многих регионах России. С рынка уходили и продолжают уходить старейшие розничные компании, проработавшие более 15-20 лет. Структура продовольственного рынка в некоторых регионах изменилась кардинально. Например, в Петербурге, где один из самых высоких показателей в России по доле сетей в общем розничном товарообороте продуктами питания субъекта (более 80%), ушло сразу несколько крупных локальных игроков. А доля топ-10 сетей составляет 75% рынка.
Среди ушедших петербургских сетей – «Нетто», работавшая с 1991 года и насчитывавшая на пике своего развития более 50 универсамов. В настоящее время осталось всего несколько торговых точек, а к компании подано более 250 исков от поставщиков за последние полтора года, в том числе банкротный от одного из контрагентов. Весной этого года сеть мини-пекарен «Естный» закрыла 150 точек в Петербурге, которые работали в спальных районах в стрит-ретейле. За полгода к ней подано более 50 исков от поставщиков, в том числе два банкротных – от банка «Россия» и контрагента ООО «Правильное решение», сейчас идут суды. 32 супермаркета сети «О'Кей» (18 из которых расположены в Петербурге) приобрела Х5 Retail Group под «Перекрестки». Ранее с петербургского продуктового рынка ушло несколько более мелких сетей, среди которых архангельская сеть «Петровский», хабаровская «Мой мир», местное «Лукошко».
В Твери с рынка практически ушел один из крупнейших местных игроков – «Ритм 2000», принадлежащий выходцу из Индии Чхатвалу Харминдеру. Сеть основана в 2004 году, работала в Центральном и Северо-Западном регионах России под брендами «Тележка», «4 Сезона» и «Разница» (старые названия «Тверской купец» и «Вольный купец») и на пике развития насчитывала около 200 супермаркетов, а сейчас осталось лишь несколько объектов. Также бизнесмену принадлежит ТЦ «Рубин» в Твери, в котором якорным арендатором является его же супермаркет. В 2014 году консолидированная выручка всех компаний Чхатвала Харминдера достигла $1 млрд. По данным сайта арбитражного суда, к компании в 2017-2018 годах подано более 150 исков от контрагентов. С мая места некоторых супермаркетов «Разница» заняла федеральная сеть «Магнит», часть площадей, которые «Ритм-2000» брал в аренду, продолжает пустовать, сообщило местное СМИ «Твериград».
Одна из крупнейших торговых сетей в Удмуртии по количеству магазинов «Вкусный дом», имеющая в прошлом году 88 супермаркетов площадью от 300 до 2000 м2, на конец апреля сократила сеть до 20 объектов. Около 50 площадок этой сети забрала Х5 Retail Group под «Пятерочки». На продуктовом розничном рынке Башкирии произошел передел: федеральные сети выдавили местных игроков, частично заняв их места. Х5 Retail Group в апреле этого года приобрела 99 магазинов уфимской сети «Полушка», принадлежавшей АО «Уфимский гастроном». «Сделка полностью соответствует стратегии развития X5 Retail Group, в рамках которого органический рост поддерживается точечными приобретениями уникальных объектов», – сообщала ранее пресс-служба Х5.
Уходит с рынка одна из старейших сетей Башкирии «Матрица», принадлежащая АО «Универсал-Трейдинг». Работающая с 2001 года компания прочно стояла на ногах, имела многие магазины в собственных объектах недвижимости. Еще пару лет назад «Универсал-Трейдинг» имел 52 супермаркета «Матрица», 28 самарских магазинов «Любимый» и 28 алкогольных магазинов «Мастер вин» и «Алкомир». Но с приходом федеральных сетей позиции башкирской компании ослабли, и в настоящее время число точек сокращено более чем вдвое. Часть помещений снова займет лидер рынка Х5 Retail Group. «Х5 арендовала часть помещений торговой сети «Матрица» в Башкирии. Несколько магазинов готовятся к открытию», – сообщили «МаркетМедиа» в пресс-службе ретейлера.
«В «Матрице» ситуация непростая. Ее в течение долгих лет федералы вынуждали к закрытию. У компании были очень сильные позиции в Уфе. Много магазинов расположено в собственной недвижимости, есть отдельно построенные как супермаркеты, так и гипермаркеты. «Матрица» активно сопротивлялась приходу Х5 в регион, и он не сразу туда зашел, у него были проблемы со своим франчайзи. Там шла бойня в течение лет семи. И в начале 2018 года стало известно, что «Матрица» продается», – говорит генеральный директор InfoLine Иван Федяков.
В настоящее время к «Универсал-Трейдинг» подано несколько исков о банкротстве, в том числе от Бинбанка, с которым ему позже удалось заключить мировое соглашение и договориться о выплате 350 млн рублей задолженности до марта 2021 года. Всего в 2017-2018 годах к компании подано более 360 исков на 420 млн рублей.
Другой крупный башкирский ретейлер АО «Продтовары», владевший более чем 40 универсамами под вывесками «Семёрочка», «Тэмле», «Заря» и «Азык-Тулек», в июле прошлого года обратился в арбитражный суд с требованием признать себя банкротом. Все магазины компания закрыла в 2017 году. Общая сумма кредиторской задолженности составила 414 млн рублей, говорится в материалах суда. В компании открыто конкурсное производство до 29 сентября 2018 года. «Магниту» УФАС по Республике Башкортостан с осени 2017 года и вовсе запретило открывать новые магазины в семи районах республики, так как в них доля сети превысила предельно допустимые законом «О торговле» 25%.
В Кемеровской области за несколько лет ситуация тоже изменилась радикально: от состояния, когда там не было федеральных сетей, до состояния, когда не осталось почти региональных сетей, говорит Иван Федяков. Так, среди ушедших сети «Ариант», «Ближний», «Чибис» и «Пенсионер».
Не надо демонизировать
И ретейлеры, и аналитики прогнозируют, что консолидация рынка продолжится, причем с еще большей скоростью. Серьезное увеличение доли крупнейших сетей происходит пока именно в Европейской части России, чем дальше на восток страны, тем степень консолидации ниже. При этом на Дальнем Востоке пока по-прежнему никого нет из пятерки продовольственной розницы. Объем инвестиций и планы федеральных ретейлеров по развитию на этот год говорят о том, что доля крупнейших игроков будет расти, причем достаточно высокими темпами. В этом году пятерка крупнейших сетей откроет в России более 4 тыс. магазинов.
«Лента» намерена открыть около 20 новых гипермаркетов в 2018 году в рамках программы органического роста. Компания также намерена открыть около 50 новых супермаркетов в 2018 году (возможно, за счет приобретения), а капитальные затраты составят 30-35 млрд рублей. X5 Retail Group откроет около 2,5 тыс. новых магазинов. Ее капзатраты на этот год составят не менее, чем в прошлом (98,6 млрд рублей). «Магнит» планирует открыть 1,5 тыс. точек в формате у дома, 700 магазинов косметики и 20 магазинов «Магнит семейный», а также обновить 1,2 тыс. точек. Капитальные затраты краснодарской сети на этот год составят 55 млрд рублей. Группа «Дикси», фактически остановившая расширение сети, планирует возобновить развитие с этого года. В 2018 году «Дикси» откроет 133 магазина, а в 2019-2022 годах – по 225 магазинов ежегодно, говорится в отчете PwC.
«Безусловно, консолидация рынка продолжится, и только самые крупные региональные сети способны будут противостоять федеральным ретейлерам. Но при этом не надо их демонизировать, чаще всего закрытие связано не только с приходом федеральных игроков, но и с кризисными явлениями в экономике, с проблемами в менеджменте, логистике и отсутствии долгосрочных стратегий развития», – отмечает Максим Боровиков, руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков».
Российская продуктовая розница повторяет путь развития европейских ретейлеров. Во многих странах Европы на долю топ-10 FMCG-сетей приходится 70-90%, а в таких небольших, как Швейцария и Бельгия, даже и 10 сетей не насчитать, говорят эксперты.
«В России процессы идут таким образом, что региональным сетям трудно выживать в одиночку, это совершенно очевидно. Многое определяется в том числе закупочной силой. Региональный ретейл это видит, особенно после поправок к закону «О торговле», разница в условиях от поставщиков бывает катастрофической. И иногда лучше вообще не торговать каким-то продуктом, так как цена на полке у федеральной сети порой бывает ниже закупочной цены регионального ретейлера. Надо, с одной стороны, добиваться сокращения этой разницы, а с другой стороны, продавать другой продукт, чтобы покупатель идентифицировал региональную сеть как полезную розничную точку, в которой нет ни одного продукта, который есть в федеральной сети», – говорит генеральный директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов.
Что делать?
Региональные сети уже много лет придумывают различные варианты объединения и сотрудничества, чтобы получить лучшие закупочные цены, но такие союзы, как правило, недолговечны. Проблемы возникают как внутри объединений, так как сети между собой не могут договориться о способах и формах единых закупок, так и со стороны поставщиков, которые не заинтересованы в таких объединениях и не идут на снижение цен, несмотря на консолидированные закупки. Хотя в США и Европе объединения небольших сетей существуют уже не одно десятилетие и привлекают производителей своими многомиллионными закупочными бюджетами. Возможно, первым российским успешно действующим союзом станет компания «Альянс», созданная более полутора лет назад специально для единых закупок. Ее возглавил ретейлер Сергей Леонов, работавший ранее в крупных продуктовых сетях. Причем первую попытку создать такое объединение он предпринимал еще в 2010 году, но не получилось.
В этот раз компания серьезно подготовилась к работе с производителями. «Перед запуском мы плотно работали с ФАС, чтобы объединение не могло трактоваться как картельный сговор. Много общались с юристами. И за это время мы выстроили жесткую вертикаль, синхронизировали процессы. Создали большую юридическую платформу, и большинство производителей убедилось, что мы «чистые», – говорил в одном из интервью Сергей Леонов. Сегодня в «Альянс» входят четыре крупных локальных игрока: «Лама» из Томска, «Петровский» из Архангельска, «Аникс» из Бийска и «Бегемот» из Кемерово. В будущем это объединение намерено войти в топ-3 по выручке продовольственных ретейлеров.
Управляющий партнер инвесткомпании Peregrine Capital Николай Габышев подчеркивает, что консолидация на FMCG-рынке будет нарастать, как это происходило и происходит во многих других секторах экономики. Поэтому локальным сетям для выживания надо уходить от лобовой конкуренции с федералами, иначе они эту игру все равно проиграют. «Например, иметь свой уникальный ассортимент, возможно, отказаться от многих известных брендов в пользу продукции местных производителей, уходить в сторону выпечки, кулинарии, иметь какие-то свои фишки. Вступать в союзы и объединения с другими сетями, если не на уровне акционерного участия, то хотя бы на уровне операционного управления. Если есть возможность, то расширяться, если нет, то попытаться продать бизнес», – отмечает Николай Габышев.