Акции сетевых ретейлеров на Московской бирже в этом году торгуются неважно. Котировки «Магнита» снизились с начала года более чем на 45%, «Лента» потеряла 33%. Компания X5 Retail Group, куда входят сети «Пятерочка» и «Перекресток», смотрелась лучше конкурентов, но тоже оказалась в минусе к началу года на 22%. Однако после публикации результатов работы ретейлеров за III квартал и 9 месяцев 2018 года интерес к сектору стал более выраженным. Так что, самое время разобраться в дальнейших перспективах бумаг компаний на бирже.

Хуже остальных дела идут у «Магнита», который не так давно уступил лидерство по выручке и прибыли X5, имея при этом на 4 тыс. магазинов больше. В течение года ретейлер несколько раз менял структуру собственников. У основателя компании — Сергея Галицкого — контрольный пакет был выкуплен Банком ВТБ, а затем частично перепродан Marathon Group, которая тесно связана с фармацевтическим бизнесом.

После сделки появилась информация, что «Магнит» для развития сети аптек собирается купить фармацевтического дистрибьютора «Сиа групп», который как раз тесно связан с новыми владельцами торговой сети. Подобные перестановки и новые стратегические решения, конечно, не понравились держателям небольших пакетов акций, которые рассчитывали на поступательное развитие ретейлера. Их реакция была однозначной — продажа бумаг. В результате, 23 октября акции компании опустились до уровня 2012 года. Но с тех пор ситуация постепенно выправляется.

После прихода в «Магнит» нового генерального директора Ольги Наумовой, которая ранее возглавляла «Пятерочку», был предпринят ряд мер для остановки снижения котировок. Первый шаг — это обратный выкуп бумаг с биржи. Данная процедура, в ходе которой компания выкупает собственные акции у других держателей, толкает цены на бумаги вверх за счет увеличенного спроса. Вторая мера — самые высокие с 2015 года дивиденды, которые по итогам 9 месяцев 2018 составят 137,3 рубля на акцию. Кроме этого, «Магнит» выправил финансовые показатели в III квартале. Выручка к прошлому году выросла на 8,6%. Трафик покупателей и средний чек тоже немного увеличились, если сравнивать со II кварталом, но оказались все равно в минусе к прошлому году.

Однако догнать конкурентов «Магнит» пока не может. Результаты X5 и «Ленты» были сильнее. X5 нарастила выручку к прошлому году на 17,6%, и в пределах 1% увеличила трафик. А снижения среднего чека избежать не удалось — это общая тенденция продуктового ретейла. «Лента» увеличила продажи на 12,6% и объявила о планах по обратному выкупу акций. Обе компании увеличивают количество магазинов, но не так агрессивно, как это делает «Магнит». Поэтому им удается работать более эффективно.
  
В целом развитие продуктовых сетей в России сдерживает ряд экономических причин. Прежде всего, снижение потребительской активности населения, что прямо отражается в динамике среднего чека каждой компании. Способствовало этому и чрезмерное использование маркетинговых активностей компаний на фоне высокой конкуренции. В итоге продуктовая корзина у каждого из них стала включать в среднем на 10-12% больше товаров по акции, а это неизбежно сказывается на эффективности работы.

Помимо этого, планы торговых сетей по расширению часто приводят к тому, что между собой конкурируют магазины одного бренда. Особенно эта проблема актуальна для «Магнита». Так что, говорить об улучшении перспектив у игроков сектора продуктового ретейла в России довольно рано.

Покупать ли сейчас бумаги ретейлеров? Если честно, я бы занял выжидательную позицию. Лидером сектора является X5 - у нее неплохие перспективы роста. Но покупку бумаг «Ленты и «Магнита» я бы лучше отложил до  отчета об итогах работы компании в 2018 году. Но можно обратить внимание на акции «Детского мира». Он также относится к сектору ретейла, но платит сравнительно высокие дивиденды, поэтому подходит для долгосрочных инвестиций. Ближайшая выплата по итогам 9 месяцев 2018 года составит 4,39 рубля на одну акцию. С учетом того, что по итогам всего года также будет выплата, общая доходность акций «Детского мира» может составить 8-9% годовых.