Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу бизнеса по всему миру. К кризису таких масштабов не был готов никто, ни маленькие предприятия, ни глобальные корпорации. Рынок транспортно-логистических услуг не стал исключением. Только в России убытки в этом сегменте, вызванные ограничительными мерами в связи с распространением эпидемии, к началу летнего сезона превысили 200 млрд рублей. Прибавьте к этому факт, что темпы роста еще в 2019 году сократились до практически рекордных 2%. Сейчас показатели в 7% роста, которые были реальностью всего пару лет назад, кажутся недостижимыми.
Рынок логистики сегодня попал в «идеальный шторм». Для того, чтобы из него выбраться, компаниям придется правильно определить точки роста и найти выигрышную стратегию, не упустив наметившиеся тенденции и отпустив уходящие тренды.
Теперь в онлайн
Несмотря на совокупность неблагоприятных факторов, существенно повлиявших на отрасль в период пандемии, есть и отдельные позитивные тенденции. Например, в текущем году драйвером развития логистических услуг станет в первую очередь Интернет-торговля. По прогнозам АКИТ, доля e-commerce в общем розничном товарообороте по итогам текущего года достигнет минимум 10,9% - абсолютный рекорд за последние несколько лет. С 2019 года он увеличился в 1,5 раза, хотя остается все еще ниже, чем в США (13,9%) и КНР (29,9%).
Пандемия, безусловно, стала драйвером роста онлайн-каналам продаж. Причем даже в сегменте FMCG, который долгое время оставался самым минимальным в Интернет-торговле в целом. Главный барьер, который удалось преодолеть – недоверие к товарам и невозможность их пощупать. Для потребителя в целом не важно, что товар приедет к нему из того же магазина, в который он сам обычно ходит. Сам факт того, что перед покупкой он не подержит его в руках, не покрутит и не посмотрит с разных сторон, становился препятствием для приобретения его онлайн. Период самоизоляции для большинства просто не оставил выбора. Стараясь минимизировать походы в общественные места, россияне все больше заказывали продукты и необходимые непродовольственные товары на дом.
По данным Deloitte, за период пандемии в онлайне появилось более 30% новых пользователей, то есть тех, кто никогда ничего прежде не заказывал в Интернете. После снятия ограничений произошел отток потребителей из онлайна, но культура онлайн-покупок все же сформировалась. Мифы о некачественных и просроченных товаров в доставке развеялись.
Есть и обратная сторона. Такой резкий переход в онлайн многократно увеличил нагрузку на логистические сервисы, курьерские службы. Так, в «СберЛогистике» объем курьерской доставки с начала пандемии увеличился практически в 4 раза. И если раньше наиболее популярным способом получения посылки был самовывоз из пункта выдачи или постаматов – до 70% заказов получали именно таким способом – то в весенний период основная нагрузка пришлась на курьерскую доставку.
Важно – оставаться гибким и быть готовым к таким резким трансформациям структуры. Ведь от того, насколько быстро ты перестроишь бизнес-процессы и перераспределишь мощности будет зависеть не только потребительский опыт твоих клиентов, но и развитие бизнеса в целом. Оглядываясь на то, что произошло за последние несколько месяцев, могу с уверенностью сказать, что логистическая инфраструктура успешно прошла этот тест на выдержку. Сроки доставок ведущих логистических сервисов увеличивались лишь в первые недели самоизоляции, и то несущественно, а к маю уже вернулись к докризисным значениям.
Все на аутсорс
Вместе с бурным ростом онлайн-продаж популярность приобретают логические сервисы для Интернет-магазинов. Часть предпочитает искать партнеров среди курьерских служб, другие находятся в поиске полного цикла услуг. Небольшие предприятия и крупные маркетплейсы обращаются за функционалом, который включает построение цепочек доставок, хранение, отслеживание остатков, контроль за сборкой и доставкой заказов до потребителей. По сути, они нуждаются в фулфилменте.
Передача логистики на аутсорс позволяет проходить все этапы работы с доставкой без дополнительных расходов на персонал, в короткие сроки формировать и доставлять заказы, пользуясь широкой региональной сетью партнера.
Тренд на аутсорсинг логистических задач только набирает обороты и будет сохранять влияние в течение еще нескольких лет, как минимум. Причем популярность подобной услуги будет расти в том числе и для небольших предприятий, которые только приходят к пониманию, что на деле это помогает им минимизировать издержки и быстрее развивать собственный бизнес.
В целом развитие транспортно-логистических услуг в ближайшем будущем будут определять по меньшей мере 5 основных трендов. Но тут сделаем оговорку, что в случае второй волны коронавируса и сценария, аналогичного весеннему, картина может немного скорректироваться.
1. Гибкость и готовность к трансформациям
Способность быстро переориентироваться, отслеживать и понимать потребности клиентов и также быстро перераспределять мощности для их удовлетворения – залог развития логистического бизнеса даже в условиях кризиса. Весенние события отчетливо показали, что выживает тот, кто быстро адаптируется к переменам.
2. Время – деньги
Как показывает практика, основное, что ценят клиенты после комфорта получения услуги – время, которое они экономят. Неспроста такую популярность приобрели сервисы экспресс-доставки продуктов, такие как «Самокат» или «Яндекс. Лавка». Да и крупные ретейлеры от них не отстают – предлагают различные опции доставки даже объемных заказов за 60-90 минут. В этом же направлении в скором времени будут развиваться и логистические компании. Экономя время своим клиентам, ты зарабатываешь.
Мы, к примеру, уже сейчас начали тестировать доставку по звонку в Москве и Петербурге. Это означает, что после того, как ваша посылка прибудет на склад, вы можете связаться с нами и курьер привезет ее уже через 15 минут.
3. Новые партнерства
Тренд на онлайн-шопинг будет только усиливаться. Особенно в связи с угрозой возобновления режима самоизоляции. В этих условиях самое время заключить новые партнерства с Интернет-магазинами и ведущими маркетплейсами.
4. Аутсорсинг
Как я уже рассказывала ранее, делегирование логистических функций партнеру, имеющему собственные склады и широкую региональную сетку, станет настоящим трендом будущего. В ближайшие пару лет спрос на логистический аутсорсинг может увеличиться в 1,5 – 2 раза.
5. Условия для интровертов
Создание широкой сети постаматов для логистических компаний может стать новой стратегией развития. До конца года у «СберЛогистики» запланирована установка 10 500 новых постаматов в отделениях Сбера. До введения ограничительных мер и распространения коронавирусной инфекции постаматы и пункты самовывоза были излюбленным способом получения посылок среди пользователей. До 80% всех заказов приходилось именно на них. Поэтому после стабилизации ситуации, спрос на такой вид доставки снова начнет набирать популярность.
При этом выбирая такую систему важно помнить, что комфорт для потребителей – превыше всего. Поэтому постаматы стоит устанавливать в популярных местах, в безопасных зонах с круглосуточным или максимально долгим доступом.
Компании, которые занимаются доставкой многие считают бенефициарами корокризиса. Мария Зайцева, заместитель генерального директора «СберЛогистики», напротив, уверена, что рынок логистики попал в «идеальный шторм». О вызовах настоящего и трендах будущего.