Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу бизнеса по всему миру. К кризису таких масштабов не был готов никто, ни маленькие предприятия, ни глобальные корпорации. Рынок транспортно-логистических услуг не стал исключением. Только в России убытки в этом сегменте, вызванные ограничительными мерами в связи с распространением эпидемии, к началу летнего сезона превысили 200 млрд рублей. Прибавьте к этому факт, что темпы роста еще в 2019 году сократились до практически рекордных 2%. Сейчас показатели в 7% роста, которые были реальностью всего пару лет назад, кажутся недостижимыми.
Рынок логистики сегодня попал в «идеальный шторм». Для того, чтобы из него выбраться, компаниям придется правильно определить точки роста и найти выигрышную стратегию, не упустив наметившиеся тенденции и отпустив уходящие тренды.
Теперь в онлайн
Несмотря на совокупность неблагоприятных факторов, существенно повлиявших на отрасль в период пандемии, есть и отдельные позитивные тенденции. Например, в текущем году драйвером развития логистических услуг станет в первую очередь Интернет-торговля. По прогнозам АКИТ, доля e-commerce в общем розничном товарообороте по итогам текущего года достигнет минимум 10,9% - абсолютный рекорд за последние несколько лет. С 2019 года он увеличился в 1,5 раза, хотя остается все еще ниже, чем в США (13,9%) и КНР (29,9%).
Пандемия, безусловно, стала драйвером роста онлайн-каналам продаж. Причем даже в сегменте FMCG, который долгое время оставался самым минимальным в Интернет-торговле в целом. Главный барьер, который удалось преодолеть – недоверие к товарам и невозможность их пощупать. Для потребителя в целом не важно, что товар приедет к нему из того же магазина, в который он сам обычно ходит. Сам факт того, что перед покупкой он не подержит его в руках, не покрутит и не посмотрит с разных сторон, становился препятствием для приобретения его онлайн. Период самоизоляции для большинства просто не оставил выбора. Стараясь минимизировать походы в общественные места, россияне все больше заказывали продукты и необходимые непродовольственные товары на дом.
По данным Deloitte, за период пандемии в онлайне появилось более 30% новых пользователей, то есть тех, кто никогда ничего прежде не заказывал в Интернете. После снятия ограничений произошел отток потребителей из онлайна, но культура онлайн-покупок все же сформировалась. Мифы о некачественных и просроченных товаров в доставке развеялись.
Есть и обратная сторона. Такой резкий переход в онлайн многократно увеличил нагрузку на логистические сервисы, курьерские службы. Так, в «СберЛогистике» объем курьерской доставки с начала пандемии увеличился практически в 4 раза. И если раньше наиболее популярным способом получения посылки был самовывоз из пункта выдачи или постаматов – до 70% заказов получали именно таким способом – то в весенний период основная нагрузка пришлась на курьерскую доставку.
Важно – оставаться гибким и быть готовым к таким резким трансформациям структуры. Ведь от того, насколько быстро ты перестроишь бизнес-процессы и перераспределишь мощности будет зависеть не только потребительский опыт твоих клиентов, но и развитие бизнеса в целом. Оглядываясь на то, что произошло за последние несколько месяцев, могу с уверенностью сказать, что логистическая инфраструктура успешно прошла этот тест на выдержку. Сроки доставок ведущих логистических сервисов увеличивались лишь в первые недели самоизоляции, и то несущественно, а к маю уже вернулись к докризисным значениям.
Все на аутсорс
Вместе с бурным ростом онлайн-продаж популярность приобретают логические сервисы для Интернет-магазинов. Часть предпочитает искать партнеров среди курьерских служб, другие находятся в поиске полного цикла услуг. Небольшие предприятия и крупные маркетплейсы обращаются за функционалом, который включает построение цепочек доставок, хранение, отслеживание остатков, контроль за сборкой и доставкой заказов до потребителей. По сути, они нуждаются в фулфилменте.
Передача логистики на аутсорс позволяет проходить все этапы работы с доставкой без дополнительных расходов на персонал, в короткие сроки формировать и доставлять заказы, пользуясь широкой региональной сетью партнера.
Тренд на аутсорсинг логистических задач только набирает обороты и будет сохранять влияние в течение еще нескольких лет, как минимум. Причем популярность подобной услуги будет расти в том числе и для небольших предприятий, которые только приходят к пониманию, что на деле это помогает им минимизировать издержки и быстрее развивать собственный бизнес.
В целом развитие транспортно-логистических услуг в ближайшем будущем будут определять по меньшей мере 5 основных трендов. Но тут сделаем оговорку, что в случае второй волны коронавируса и сценария, аналогичного весеннему, картина может немного скорректироваться.
1. Гибкость и готовность к трансформациям
Способность быстро переориентироваться, отслеживать и понимать потребности клиентов и также быстро перераспределять мощности для их удовлетворения – залог развития логистического бизнеса даже в условиях кризиса. Весенние события отчетливо показали, что выживает тот, кто быстро адаптируется к переменам.
2. Время – деньги
Как показывает практика, основное, что ценят клиенты после комфорта получения услуги – время, которое они экономят. Неспроста такую популярность приобрели сервисы экспресс-доставки продуктов, такие как «Самокат» или «Яндекс. Лавка». Да и крупные ретейлеры от них не отстают – предлагают различные опции доставки даже объемных заказов за 60-90 минут. В этом же направлении в скором времени будут развиваться и логистические компании. Экономя время своим клиентам, ты зарабатываешь.
Мы, к примеру, уже сейчас начали тестировать доставку по звонку в Москве и Петербурге. Это означает, что после того, как ваша посылка прибудет на склад, вы можете связаться с нами и курьер привезет ее уже через 15 минут.
3. Новые партнерства
Тренд на онлайн-шопинг будет только усиливаться. Особенно в связи с угрозой возобновления режима самоизоляции. В этих условиях самое время заключить новые партнерства с Интернет-магазинами и ведущими маркетплейсами.
4. Аутсорсинг
Как я уже рассказывала ранее, делегирование логистических функций партнеру, имеющему собственные склады и широкую региональную сетку, станет настоящим трендом будущего. В ближайшие пару лет спрос на логистический аутсорсинг может увеличиться в 1,5 – 2 раза.
5. Условия для интровертов
Создание широкой сети постаматов для логистических компаний может стать новой стратегией развития. До конца года у «СберЛогистики» запланирована установка 10 500 новых постаматов в отделениях Сбера. До введения ограничительных мер и распространения коронавирусной инфекции постаматы и пункты самовывоза были излюбленным способом получения посылок среди пользователей. До 80% всех заказов приходилось именно на них. Поэтому после стабилизации ситуации, спрос на такой вид доставки снова начнет набирать популярность.
При этом выбирая такую систему важно помнить, что комфорт для потребителей – превыше всего. Поэтому постаматы стоит устанавливать в популярных местах, в безопасных зонах с круглосуточным или максимально долгим доступом.

Мария Зайцева
заместитель генерального директора компании «СберЛогистика»
Компании, которые занимаются доставкой многие считают бенефициарами корокризиса. Мария Зайцева, заместитель генерального директора «СберЛогистики», напротив, уверена, что рынок логистики попал в «идеальный шторм». О вызовах настоящего и трендах будущего.
Поделиться:
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram