В целом в структуре расходов москвичей кафе и прочий общепит, по оценке JLL, занимает 5,7%. В регионах все скромнее, там затраты россиян на еду вне дома составляют 2,9% от общих потребительских расходов.

Большинство москвичей едят дома и тратят на покупку продуктов в магазинах в 5 раз больше средств, чем на посещение кафе и ресторанов. Для сравнения: американцы с 2016 года тратили на рестораны и бары больше, чем на покупку продуктов питания в магазинах.




Средний бюджет жителя США на общепит составляет $191 в месяц (или 5,8% в структуре потребительских расходов). Аналогичный показатель для Западной Европы равен $154 (или 7,7%), а для Канады — $114 (5,2%). Так что от остального мира Россия (и даже Москва) все еще отстает, говорят в JLL. При этом в Москве работают 12,5% российских заведений общепита. А их общее число, по данным Росстата, достигло в стране 88 тыс.

Согласно оценке JLL, 1/8 рынка отечественного общепита (более 11 тыс. заведений) сосредоточено в столице.

Между тем по приросту новых точек общепита Москва — не самый активный город России. По данным 2ГИС, которая исследовала рынки общепита 15 городов-миллионников России, самый большой прирост заведений за год был отмечен в Воронеже — их количество увеличилось на 13%. А Москва с результатом 9% заняла лишь второе место. На третьей позиции оказалась Уфа, где число заведений за год выросло на 7%. В Петербурге общепит прибавил более 5% мест, почти такой же годовой прирост был отмечен и в Новосибирске.

В целом за прошлый год число точек общепита в крупных городах России, по данным 2ГИС, увеличилось на 5,5%.

Комментарий

Дмитрий Грозный, главный редактор MarketMedia:

Помню соцопрос еще середины нулевых, по которому выходило, что 60% россиян вообще не пользуются общепитом. То есть никогда не покупают даже хот-доги на улицах, не пируют в пышечной и не перекусывают в служебной столовой. Нынешние цифры говорят, что ситуация в принципе не изменилась. Смотрите, даже в богатой Москве, которая, как известно, вообще не Россия, люди тратят $41, что по сегодняшнему курсу чуть больше 2,5 тыс. рублей. Даже если покупать одни бигмаки и съедать за раз не больше одной штуки, то этой суммы не хватит даже на 20 дней. Притом что на кока-колу и картошку фри денег в этом бюджете вообще не предусмотрено. Если поменять фастфуд на демократичный casual-ресторан, тогда получится и вовсе не больше двух походов в месяц. И то если платить только за себя и не пить ничего, кроме чая. Понятно, что все эти социологические цифры — лишь средняя температура по больнице, но однозначно российский рынок общепита по-прежнему может считать, что у него все еще впереди.