Мы с 30 марта стали проводить опрос среди ретейлеров о текущем состоянии дел, и видно то противоречивое состояние, в котором находится бизнес. И я расскажу о первых результатах. Почти 40% компаний ожидают, что у них произойдет снижение продаж по итогам 2020 года, столько же прогнозируют рост продаж, 8% рассчитывают, что они сохранятся на уровне 2019 года, а 13% затруднились с ответом. Что касается более стратегического вопроса об изменении численности персонала в компании, то 35% компаний планируют сократить его, 39% оставят на уровне 2019 года, 15% опрошенных планируют увеличить и верят в светлое будущее (в выборке участвовало более 100 компаний, и анкетирование продолжается).

С 30 марта мы имеем карантин, в ряде регионов вводятся пропуска для выхода на улицу, и это сказывается на продажах. Карантин введен до 30 апреля, и все мы понимаем, что он, скорее всего, будет продлен до конца мая. И это нанесет колоссальный удар по бизнесу. От 20 до 50% компаний малого и среднего бизнеса станут банкротами к завершению карантина. Обанкротятся еще и потому, что те меры поддержки, которые правительство озвучило, — в основном это обещания, которые раздаются направо и налево. Реальных мер поддержки фактически мы не видим.

Для сравнения: те меры, которые реализуют правительства разных стран, стали соотносить с величиной ВВП страны. В США первый пакет мер поддержки населения и бизнеса был на уровне 10% от ВВП 2020 года, второй пакет мер поддержки уже больше и выходит на уровень 20-25% от уровня ВВП. В нашей стране даже те меры, что объявлены, — это 1-2%, и это незначительная величина. И если подвести черту под всеми обещаниями, то по факту это можно констатировать фразами: «Каждый сам за себя», «Спасай себя сам». Надеяться на помощь сверху не приходится. Но я думаю, что мало кто такие надежды питал.

Текущая ситуация усугубляется тем, что сразу несколько факторов соединились: пандемия, падение цен на нефть, фактически разрастающийся глобальный кризис, которому ранее не было равных.

Что нас ждет в ближайшее время? Сложно говорить, так как ситуация еще развивается. Но сейчас можно сказать следующее.

1.       Будет расти безработица. До 10-13% — мы увидим это к лету.

2.       Будут резко снижаться доходы населения — не менее чем на 10%.

3.       Будет происходить переосмысление образа жизни из-за того шока, который мы все испытали. И это важно для поставщиков и ретейлеров.

4.       Конкуренция будет усиливаться. Будут сокращаются рынки и будет происходить дальнейшая консолидация отраслей. Готовиться надо к жесткой конкуренции. Последствия всей ситуации будут тяжелыми и необратимыми. Когда мы выйдем из системы ограничений, то увидим принципиально новый рынок. И каким он будет, стоит задуматься.

Состояние экономики потребительского рынка

Мы увидели в этом году злую шутку, которая произошла с рынком розничной торговли. Именно в феврале 2020 года потребительский рынок России вышел на лучшие показатели за последние 5 лет, прирост розничного товарооборота в России составил 3,5% по сравнению с февралем 2019 года. Март на фоне ажиотажного спроса тоже даст положительную динамику, и прирост будет даже выше февраля. Но после этого нас ожидает тотальный обвал, потому что уже в апреле, когда население физически сидит дома, о каком объеме продаж можно говорить. Нас ждет гораздо более глубокое снижение, чем в кризисы предыдущих лет. По итогам 2020 года мы впервые за всю современную историю России получим снижение рынка не только в физической массе, но и в деньгах. Вопрос: насколько глубокое будет это падение?

Две трети населения нашей страны к марту не имели никаких накоплений. Более половины активного населения страны имели один и более непогашенных кредитов. В настоящее время 50% всех депозитов в России приходится на Петербург и Москву.

Расслоение населения на уровне доходов будет усиливаться. Сейчас удар нанесен по всем слоям, но выходить будут все по-разному. Около 2 млн россиян имеют индивидуальные инвестиционные счета на бирже. 5 млн россиян являются частными инвесторами. И больше 1 млн россиян еще до кризиса могли бы объявить себя банкротами, так как последние 90 дней перестали обслуживать свой долг. Число банкротств с начала года выросло на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В этом году исков о банкротстве подадут значительно большее число россиян.

В России 250 тыс. домохозяйств — долларовых миллионеров. При этом 80% населения страны не могут позволить себе производить улучшение жилищных условий. Их денег хватает на естественные потребности в еде и минимальных услугах. То есть значительная часть населения находится на грани бедности или за чертой бедности. Сейчас все вернутся к модели бережливого потребления. И это будет сказываться на всех секторах потребительского рынка. Мы помним, как экономило население в предыдущие кризисы на косметике, парфюмерии, одежды. То же самое будет происходить и сейчас.

Ситуация в торговле

Нам не хватает данных для анализа (Росстат еще не опубликовал статистику за первый квартал), но кое-что мы смогли получить. И цифры ужасают. По данным компании «Эвотор», 31 марта по сравнению с 18 февраля объемы продаж снизились в основных категориях продуктов питания на десятки процентов: в алкомаркетах падение составило 7%, в пекарнях — 34%, в пивных магазинах — 9%, в продуктовых специализированных магазинах — 15%, в супер- и мини-маркетах — 31%, в гипермаркетах — 40%.


На сколько сократилось число торговых точек малого и среднего бизнеса за первую неделю карантина в России можно прочитать здесь


И это только начало, первые дни изоляции, у населения еще есть деньги. Фактически все основные магазины получили снижение как трафика, так и объема продаж.

В марте у гипермаркетов были неплохие продажи. А сейчас ограничительные меры по передвижению населения наносят удар по их деятельности, трафик падает. В некоторых регионах на этой неделе падение более чем в 2 раза. Это заставляет ретейлеров задуматься о новой миссии гипермаркетов. Они могут, например, переформатироваться в магазин-склад, решая проблему последней мили, или dark storе.

Как устроен dark store можно почитать здесь


Если говорить о непродовольственном ассортименте, то тут падение более драматично. В некоторых категориях оно составило 80-90% по сравнению с серединой февраля. И это падение продолжается. Непонятно, как магазинам выполнять свои обязательства по аренде, поставке товара, выплате налогов, когда фактически останавливается денежный поток, магазины не работают, в кассе денег нет. А обязательства надо выполнить. И это очень непростая и практически невыполнимая задача. Конечно, все надеемся, что обстоятельства будут признаны как форс-мажорные, в противном случае нас ждет еще большее количество банкротств.

Ажиотажа уже нет, все, кто хотел купить впрок продукты, это сделали. И таких было не много — чуть более 10%. Подавляющая часть населения вела себя адекватно, трезво.

Падение продаж по итогам апреля мы ожидаем на уровне 30-40% в розничной торговле в целом и минимум 50% в общепите (думаю, будет падение гораздо больше).

Подавляющее число сетей из топ-10 попали в список системообразующих, я не сомневаюсь, что им будут оказаны максимальные меры поддержки — льготные кредиты и так далее, чего нельзя сказать про компании второго эшелона. Поэтому консолидация будет ускоряться.

Мы прогнозировали к 2021-2022 годам, что до 40% розничного товарооборота будет приходиться на топ-10 игроков, но теперь этот процесс ускорится и цифра будет гораздо больше.

Про тенденции

Первая ключевая — рост спроса на дистанционную торговлю и ставка на омниканальное развитие. 7-кратный рост запросов в поисковых системах в марте по таким словам, как «доставка на дом», «доставка из магазинов». В апреле этот рост продолжается, и по некоторым категориям рост запросов будет почти в 10 раз выше, чем в прошлом году.

Рынок онлайн-торговли в марте 2020 года вырос на 36% к аналогичному периоду 2019 года. Сильнее всего выросло число заказов в таких категориях, как:

— товары для здоровья (антисептики, термометры, влажные салфетки) — в 5-10 раз;

— холодильники и морозильники — в 2-3 раза;

— компьютерная техника (ноутбуки, модемы, маршрутизаторы и веб-камеры) — вдвое;

— молочные смеси — в 2-3 раза;

— корма для домашних животных — в 2-3 раза;

— автомобильные шины — в 2-3 раза;

— интим-товары — в 1,5-2 раза.

  Конечно, в ближайшее время таких темпов роста не будет и в онлайне. Но очевидно, что спрос на дистанционную торговлю возрос, и он будет оставаться еще некоторое время на высоком уровне.

Мы будем наблюдать тренд на поляризацию форматов, как «Светофор» (дискаунтер) и «ВкусВилл» (товары для ЗОЖ). Конечно, в силу того удара, что нанесен экономике, часть покупателей будут вынуждены на какое-то время отказаться от своей любимой сети. Но затем факторы безопасности и здоровья после всех потрясений снова выйдут на первый план.

Продолжится тренд на совместные акции и кооперации сетей и владельцев брендов, в том числе с привлечением знаменитостей.

Будет динамично расти доля собственных торговых марок в сетях. Она и до этого неплохо росла,  и многие сети планировали наращивать долю СТМ в полтора-два раза. Сегодня ряд предприятий, столкнувшись с уменьшением продаж, чтобы увеличить отгрузки, будет с большей лояльностью относиться к предложениям сетей на производство СТМ. Россия еще не прошла путь, который ранее прошла Европа. У нас доля продаж продуктов питания под собственными торговыми марками была на уровне 10% от общего объема продаж, а в Европе превышает 50%. У нас будет то же самое в горизонте нескольких лет.

По итогам выступления на канале Retail.ru на тему «Стратегия торговых сетей в условиях кризиса».