Оценивая долю ретейла в общем объеме рекламного рынка, эксперты подразумевают и розничную, и оптовую торговлю. Так, телевидению она приносит треть всех рекламных доходов. Объем сегмента в целом, по данным Северо-Западного отделения Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составил по итогам 2019 года 4,2 млрд рублей, что на 6% меньше показателей 2018 года. Вместе с ретейлерами наиболее активными рекламодателями были FMCG-компании, медицинские учреждения, строители жилой недвижимости.

Около 30% составляет доля ретейла в рекламных доходах радиостанций. Весь объем рекламы на радио эксперты СЗО АКАР оценили в 1,1 млрд рублей. В этом году сегмент показал самое большое падение по сравнению с другими — 13%, в прошлом году речь шла всего о минус 3,7%. Снижение произошло в том числе из-за уменьшения доли мультиканального размещения со стороны столичных агентств, уточнил Михаил Попонов, руководитель сектора клиентской поддержки Mediascope. При этом «топовые» рекламодатели на петербургском радио остались прежними: ретейл, недвижимость, транспорт и массовые мероприятия.

В наружной рекламе доля ретейла за год выросла до 18%. По итогам года весь сегмент оценен СЗО АКАР в 3,07 млрд рублей. Как отмечают эксперты, прирост 7% — это осторожная оценка. Положительная динамика стала возможной, по словам Веры Дементьевой, генерального директора СЗ отделения «ЭСПАР-Аналитик», благодаря диджитализации сегмента. На фоне низкой базы число digital-рекламоносителей в 2019 году выросло в 4 раза. Сегодня digital занимает уже до 15% всех рекламных поверхностей, что соответствует примерно 20% рынка в деньгах. Лидерами по объемам размещения в наружной рекламе в прошедшем году стали рекламодатели из сферы развлечений и туризма, оптово-розничной торговли, недвижимости и строительства, связи, косметики/парфюмерии.

Доля ретейла в рекламе, размещаемой в прессе, составила по итогам года 18%. Весь сегмент оценен в 1,36 млрд рублей, что на 11% меньше, чем в 2018 году. Это падение продолжается последние несколько лет. Как отметил Андрей Волков, генеральный директор коммуникационного агентства Grand Media Service, управляющий партнер исследовательской компании «Гортис», по-прежнему сохраняется тренд на концентрацию рынка — почти 80% всех рекламных бюджетов приходится на топ-5 изданий. Среди рекламодателей по затратам лидировали медицина и недвижимость.

Интернет-сегменту в локальных петербургских размещениях, который оценен в 28,3 млрд рублей, от торговли достается 20-25% рекламных денег. По словам Сергея Яраляна, коммерческого директора «Риалвеб», сегодня ретейл активно инвестирует в доставку, пробуя нащупать эту нишу. «Но здесь ретейлеры уже конкурируют не только друг с другом, но и с теми логистически- диджитальными стартапами, которые умудряются быть более эффективными. И ретейлеры по большому счету проигрывают многим из них, тем, кто раньше пришел на рынок доставки, как iGooods, и тем, кто популяризировал еду из ресторанов и кафе: «Яндекс.Еда», «Деливери» и т.д.», — отмечает Сергей Яралян.