По словам исполнительного директора, старшего аналитика Сбербанка CIB Михаила Красноперова, 21% россиян уже покупали продукты питания через онлайн-каналы. Из них 2% делают это регулярно, более чем 2 раза в месяц, 10% делают покупки иногда — 1-2 раза в месяц, 9% покупали один раз.
Большинство опрошенных респондентов ответили, что предпочитают получать продукты, купленные онлайн, на дом, а не забирать собранный заказ из магазина.

На вопрос: «В каком магазине вы покупали продукты?», большая часть опрошенных ответили, что делали это через интернет-магазины «Перекрестка» и «Утконоса» (работает в Москве и Московской области) 1-2 раза в месяц. Также респонденты говорили о том, что покупают продукты питания через интернет-магазин «О'Кея», «Азбуки вкуса», Instamart.ru, Ozon.ru и другие онлайн-платформы.

Стоим отметить, что в настоящее время в России идет вторая волна покорения продуктового онлайн-рынка федеральными сетями. Первая попытка была почти 10 лет назад, но неудачно. Это пыталась сделать Х5 Retail Group, начав с онлайн-торговли непродовольственным ассортиментом, но в 2015 году закрыла свой онлайн-проект Е5.

Крупнейший в 2009 году онлайн-ретейлер «Юлмарт» тоже попробовал и спустя год отказался от торговли продовольствием: в 2010 году проект был признан неуспешным.

Вторая волна завоевания рынка онлайн-торговли продуктами питания началась с выхода в этот сегмент федеральной сети «О'Кей». Она в 2015 году первой среди крупных игроков запустила интернет-магазин.



Примерно в 2015 году запустила интернет-доставку продуктов питания премиальная сеть «Азбука вкуса». В начале 2015 года петербуржец Дмитрий Кунис запустил сервис по доставке еды Igooods.ru. В настоящее время он сотрудничает с Metro Cash&Carry, «Лентой», «Каруселью», Prisma и Spar, доставляя за отдельную плату продукты по ценам магазинов.

В апреле 2017 года начал работать в тестовом режиме интернет-магазин сети «Перекресток», входящей в Х5 Retail Group. В этом году компания запустила в Москве «Перекресток» в формате dark store, который работает исключительно для выполнения интернет-заказов, второй такой откроется в октябре в Петербурге. Это крупные пункты выдачи онлайн-заказов без свободного доступа покупателей к товару.

В настоящее время практически все продуктовые сети думают о выходе в онлайн-сегмент. В частности, гендиректор сети «Лента» Ян Дюннинг в апреле этого года в интервью газете «Ведомости» говорил, что через какое-то время часть продуктового бизнеса перейдет в Интернет, хотя сам он как ретейлер не верит, что люди будут массово покупать свежую рыбу или готовую еду онлайн.

«Сейчас мы работаем с несколькими партнерами, онлайн-магазинами, которые позволяют клиентам заказать наши товары онлайн (в Петербурге и Москве). Когда спрос на такие услуги станет значительным, мы займемся этим рынком. Пока это незначительный бизнес. Продажи онлайн через трех наших партнеров несопоставимы с оборотом даже одного супермаркета», — говорил топ-менеджер.

Директор по развитию торговой сети «Перекресток» Юлия Лазарева отметила, что если раньше потребители покупали в онлайн-магазине тяжелые товары, например картофель, то теперь переходят на другие категории fresh.

По данным Euromonitor, объем интернет-торговли в России составляет $17 млрд, из них 3% приходится на еду и напитки. Для сравнения: в Западной Европе весь рынок интернет-торговли достигает $253 млрд, в Азии — $632 млрд. При этом в России на интернет-торговлю приходится всего 5% розничного рынка (для примера: в Северной Америке — 11%), к 2022 году, по прогнозу Euromonitor, эта доля вырастет до 7% (в Северной Америке — 19%).

На данный момент Россия не входит в топ-10 стран по расходам на душу населения по онлайн-торговле. Первое место в этом рейтинге занимают США, там этот показатель равен $1125 в год, второе место занимает Великобритания — $1122, на третьем — Дания — $1039 тыс. В России расходы на душу населения в год по итогам 2017 года составили $119.