В новогодние праздники с 1 по 8 января 2020 года посещаемость магазинов, расположенных в крупных торговых центрах Москвы и Петербурга, снизилась на 14,81% по сравнению с тем же периодом 2019 года, говорят в компании «АНТИвор». Речь идет о магазинах, торгующих одеждой, обувью, косметикой, детскими товарами и электроникой. В магазинах, расположенных в региональных торговых центрах, падение было меньше — 9,52%.

При этом посещаемость самих торговых центров за это же время снизилась в Москве и Петербурге на 4,88%, в региональных ТРЦ—на 4,42%. Разницу между посещаемостью ТРЦ и магазинов в них Павел Бондаренко, директор департамента прямых продаж компании «АНТИвор», объясняет тем, что люди приходят в моллы для посещения зоны развлечений и на фуд-корты.

«Посещаемость ТРЦ, расположенных на окраинах городов и в активно развивающихся микрорайонах, практически не уменьшилась, а в некоторых случаях даже увеличилась относительно 2019 года, но исключительно благодаря приросту населения в прилегающих районах. В магазинах наблюдается гораздо более интенсивное снижение посещаемости, особенно в сегментах одежды, косметики, детских товаров. При этом посещаемость магазинов техники и электроники, напротив, увеличилась к прошлому году аж на 12%. Отсюда можно сделать выводы о падении покупательной способности населения», —добавляет Павел Бондаренко.

По словам предпринимателя, развивающего сеть спортивных магазинов и пожелавшего не называть себя, торговля с начала года очень сильно упала. «Мы пока продали 10% зимней коллекции. И это не связано с погодными условиями. Просто у людей нет денег. Хотя у нас покупатели с достатком всегда были, у нас кроссовки, например, стоят не меньше 10-15 тыс. рублей. Но тем не менее выручка заметно снизилась по сравнению с прошлыми годами», — заметил предприниматель.

Новогодние каникулы—2020 прошли успешно в наших торговых центрах. Посещаемость была на 5% выше аналогичных каникул 2019 года. Это обусловлено широким ассортиментом подарков/магазинов для тех, кто не успел купить/подарить в канун Нового года, такие как бытовая техника, косметика, обувь. В период каникул гости активно посещали кафе и рестораны в наших ТРЦ. И, конечно, высокую посещаемость сделали кассовые киноновинки, на которые приходили целыми семьями. Пользовались популярностью ранние утренние киносеансы, что обусловлено низкой стоимостью билета в утренние часы. В «Торговом Квартале» г. Домодедово и г. Клин есть все для приятного отдыха и шопинга для каждого, что несомненно привлекает жителей.



Предновогодняя и постновогодняя торговля в этом году не смогла порадовать ретейлеров. Ряд операторов заявили, что по результатам продаж смогли лишь окупить затраты. Безусловно, связано это с развитием онлайн-продаж, которые на поверку оказались более выгодным предложением в секторе, и общим снижением покупательской способности. По-прежнему оставалась высокой посещаемость развлекательной функции и общепита в торговых центрах, особенно в период новогодних каникул с 1 по 9 января. Но надо отметить, что и сами торговые центры минимизировали свои расходы на подготовку к новогоднему сезону 2019-2020. Это прослеживалось и в убранстве торговых центров, и в предложенных услугах, и в перечне мероприятий. Пока еще мы можем говорить о том, что акции, события и развлечения являются генератором посещаемости, но генератором продаж они уже к сожалению не являются.



Пока все доедают оливье и прошлогодний студень, продажи в ТЦ падают, покупателей в магазинах меньше, средний чек ниже. Это обычное дело. В этом году показатели продаж на первой неделе января в сравнении с показателями 2019 года оказались очень близкие. Если рост и есть, то минимальный (в пределах 5-7%). Этому существует вполне понятное объяснение — экономика России не растет, реальные доходы населения падают с 2013 года, хотя в прошлом году Росстат и подтянул эти значения к нулевой отметке. Индекс потребительской уверенности тоже подрастает, хотя и очень небольшими темпами (всего на 2%). Люди продолжают беднеть. А продавцы - искать способы повысить продажи.


С нашей точки зрения динамика торговли в новогодний период как в магазинах, так и на островах следовала общим тенденциям. В сравнении с аналогичным новогодним периодом 2019 года мы видим следующие изменения и устойчивые тенденции:

1. Усиление тренда по развитию и росту online-торговли. Все больше предпринимателей стремятся развиваться не в ретейле, а в интернете. В этом году на острова в активный праздничный период вышло меньше предпринимателей, чем в прошлом, оптимизируя затраты на открытие пусть и сезонной, но все же полноценной розничной торговой точки. Покупатели также привыкают совершать покупки online, экономя время на посещение магазина и получая приятную опцию доставки выбранных товаров до двери в удобное для себя время.

2. Мы видим усиление тренда осознанного потребления, в том числе в силу экономических обстоятельств. Доля импульсных покупок продолжает снижаться, люди привыкли экономить и продолжают четко рассчитывать и планировать собственные затраты, в том числе на новогодние подарки, предпочитая доступные, практичные и функциональные категории товаров.

3. В этом году сильно слабее отыграли ретейлеры, реализующие традиционные шерстяные изделия (свитера с оленями, теплые носки, варежки и другие изделия с новогодней тематикой). Зима в этом году теплая, и эта категория товаров, которая занимает существенную долю на рынке новогодних концепций, востребована не была.

4. Эмоциональный шоппинг. Несмотря на стремление рассчитывать собственные траты, по опыту этого года мы можем отметить, что люди готовы тратить больше на покупки, позволяющие им получить новый эмоциональный опыт, ощутить вовлеченность и сопричастность, или получить уникальный продукт, созданный с учетом предпочтений покупателя. Например, показали хорошие продажи в праздничный период елочные шары, в создании которых предлагается поучаствовать покупателю — выбрать модель шара, его наполнение и композицию.


Новогодние праздники 2020 года в ТРЦ «Ривьера» прошли отлично: посещаемость и продажи показали высокие результаты за счет того, что у нас с самого начало года было организовано большое количество активностей для детей, и мы продолжали стимулирующие акции. Наше решение работать с 1 января оказалось правильным, уже в этот день у нас было довольно много посетителей. По отношению к предыдущему году в праздничные дни января мы зафиксировали прирост основных показателей.