Shopping Index — индикатор, отражающий динамику посещаемости торговых центров и сетей на еженедельной основе. Если Shopping Index растет, это означает, что темпы прироста активности посетителей ТЦ превышают темпы прироста арендуемых площадей и наоборот.
Как сообщает Watcom Group, за 3 недели декабря в Москве индекс снизился на 1,28% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом по году падение в столице составило 5%. По словам экспертов компании, в этом сказывается высокая конкуренция между объектами, эволюция форматов, конкуренция с супермаркетам в street-ретейле, изначально ввод большего, чем в Петербурге, количества торговых площадей.
В Петербурге за 3 недели декабря индекс вырос на 4,7%, хотя в целом по году показатель остался на нулевой отметке. «В Петербурге это стало возможным за счет эффекта низкой базы, отсутствия такой конкуренции между объектами, как в Москве», — уточнили в Watcom Group. Общим фактором, влияющим на падение потребительской активности в моллах, эксперты называют падение доходов населения.
Негативный тренд покупательской активности возник в 2014 году. На его появление повлияли разные факторы: это и рекордный ввод коммерческих площадей, и неблагоприятный экономический фон, и политическая ситуация с Украиной. Так, на московском рынке торговой недвижимости тенденция к снижению Shopping Index начала проявляться в период проведения референдума в Крыму и первых заявлений о возможных санкциях, в среднем на 10 %. Период наибольшего снижения по отношению к уровню 2013-го был отмечен в конце августа — начале сентября 2014-го — традиционный пик перед началом делового сезона. В ноябре-декабре снижение показателя составило в среднем 10%. При этом в целом 2014 год характеризовался снижением показателей по отношению к предыдущему году не более чем на 6%.
На рынке Петербурга тенденция к снижению Shopping Index начала проявляться немного позже, чем в столице, — во второй половине марта 2014 года. Период наибольшего снижения по отношению к уровню 2013-го был отмечен тоже в августе-сентябре 2014-го. Ноябрь-декабрь характеризовался показателями в среднем на 6-7% более низкими, чем в аналогичный период 2013 года. Общее снижение показателей в Петербурге носило менее выраженный и более плавный характер, чем на рынке Москвы, — не более чем на 3% по отношению к 2013 году, свидетельствуют данные Watcom Group за 2014 год.
В целом за 4 года снижение Shopping Index составило в Москве – 14,5%, в Петербурге – 5,4%.