Как понять, что пора?
На мой взгляд, предпринимательством занимаются не для накопления ресурса, а ради развития — чтобы становиться сложнее, пополняя багаж опыта и совершенствуя инструментарий (прибыль и статус при этом — лишь приятный бонус). Поэтому очевидно: из проекта пора выходить, когда деятельность становится регулярной, варианты применения новых инструментов исчерпаны, внутри «все уже сделано». Можно, конечно, и остаться и каждый день оперировать одними и теми же инструментами, но тогда это уже не предпринимательство, а операционное управление, и вы становитесь менеджером. Я хотел оставаться предпринимателем, поэтому ушел из «Юлмарта». Ключевые цели были достигнуты — мы стали крупнейшей сетью, которая выросла от одной торговой точки до лидера рынка электронной коммерции из 400 магазинов в 240 городах с оборотом $1 млрд.

Как выбрать «новое»?
На мой взгляд, есть два существенных критерия отбора:
1. Проект нужно начинать с людьми, с которыми у тебя совпадает mindset — образ мышления, принципы, ценности, ритмика жизни, тогда вы всегда договоритесь.
2. Проект должен создавать ценность, которая будет тебя развивать. Настоящая ценность всех драйвит.
Выйдя из «Юлмарта», я объединился как раз с теми, с кем у меня разный жизненный опыт, но совпадает образ мышления. Мои партнеры по «ЦКБ42» — Борис Холмянский и Даниил Плитман, и проект родился на стыке наших компетенций. Первая — организационные технологии. Мы разных возрастов и представляем технологические срезы разных организационных эпох. Эпохи 3-й промышленной революции, эпохи онлайн-систем и современной эпохи цифровизации. Второе, что нас объединяет, — желание помогать предпринимателям. Если с технологическими идеями создания бизнеса предприниматели в принципе разобрались, то как поступить организационно с таким хрупким и неоцифруемым веществом, как человеческий потенциал, сложно разобраться самостоятельно. Третья идея — мы хотим создать что-то ценное, на базе чего можно взращивать новое поколение бизнесов. Сейчас «ЦКБ42» работает скорее как лаборатория, где создаются и апробируются на практике современные технологии менеджмента.

Как двигаться к новому безболезненно?
Рассматривайте текущий момент как группировку перед прыжком — «проседание» точно будет недолгим. Однако в спорте нельзя достичь результатов, не нагружая мышцы. Личностный рост тоже возможен только под нагрузками, причем на выходе из успешного проекта они особые, с отравляющими комментариями от социума и собственного эго в духе «уже не тот», «спустился с вершины»... А обезболивание, подавление эмоций — идея вряд ли рабочая, для предпринимателя эти методы — основой транспортер идей. Да, на выходе это сложно осознать, поэтому лучше дать эмоциям выход, выбрав формат и момент.


Брать ли с собой в новое старую команду?
Вспоминается HR-присказка: приходят в фирму, уходят от руководителя или за ним. Это естественно, но отличайте личную преданность от лояльности делу. Преданность соблазнительна, но лояльный проекту человек полезнее, он в лицо скажет, что ты собираешься сделать глупость, а ведь все мы люди, все ошибаемся! Так что ответ такой: людей нужно подбирать лояльных, а не «старых» или «новых». Исключение — если ваш новый проект — копия предыдущего.

Как максимально использовать имеющийся опыт?
Прежде всего постарайтесь опыт структурировать и превратить в инструментарий, чтобы не просто воспроизводить удачные решения, а понимать, как все работает. Здесь хороший пример — Олег Тиньков: в какую бы область он ни пришел, все его проекты одинаково звучны и успешны. Из раза в раз он применяет инструменты с ярким авторским почерком, начиная от формулирования идей до взаимодействия с людьми, и это работает!
Все новое, что мне удалось применить и осмыслить в «Юлмарте», сейчас стало инструментарием в «ЦКБ42». Я переложил это в авторскую технологию «5х5», которая апробирована на практике в «Юлмарте», далее в рамках «ЦКБ42» доработана для компаний малого и среднего бизнеса и предназначена прежде всего для работы с собственниками компаний. С помощью этой технологии мы, например, вырастили социальный проект «Спасибо!» в Петербурге, сделали из семейно-дружеского бизнеса «Строй и Живи» четко структурированную компанию, помогли Volvo Car Family занять одну из лидирующих позиций на рынке по продажам и сервисному обслуживанию автомобилей Volvo, проводим стратегические сессии для «МегаФона» и других компаний.

Как совершить новый прорыв?
Лучше не думайте о прорыве совсем, чтобы в погоне за бонусами не упустить содержание. Я, например, к своему следующему проекту подошел тщательно, неспешно, с удовольствием апробируя новые инструменты, закладывая устойчивый фундамент. Это мое настоящее, сейчас наравне с «ЦКБ42» я создаю еще один бизнес — это платформа для мастеров, которые в частном порядке занимаются ремонтом бытовой техники, обслуживанием домашней инженерии и др. Рынок таких услуг ламповый и «старообрядный», организация труда не выдерживает никакой критики, современных технологий будто не существует. Будем все менять, причем с опорой на сетевую модель бизнеса, так что задача еще любопытнее и тоньше. Сейчас это стартап, мы в самом начале пути, думаю, широко о проекте сможем рассказать ближе к концу года. Важно, что меня и команду эта идея драйверит по-настоящему.

Предпринимателям по духу дам два совета. Первый — держитесь за свое видение, за понимание, куда идете и почему, тогда можно отсечь 90% ненужных, неважных, навязанных задач. Второй — опирайтесь на сотрудничество, предприниматель ничего не может сделать один. В лучше случае станет «хорошо самозанятым» человеком. А вместе вы всегда достигнете большего, чем даже думали на старте.

Другие материалы Сергея Федоринова можно почитать здесь