В разных регионах России программы поддержки и продвижения товаров местного производства существуют 15-20 лет. Как правило, особого успеха они не имеют. Но теперь все может резко поменяться.
Расскажу на примере программы «Сделано в Санкт-Петербурге», которая стартовала еще в 2006 году. По тому, насколько редко встречается этот знак на товарах на полках магазинов, можно судить о популярности программы в целом.
Более того, программа поддержки локального производителя даже находила ранее своих противников. Артемий Лебедев как-то заметил, что «современная любовь к локальным продуктам — это форма национализма».
Логика противников внерыночной поддержки локальных продуктов известна: получается, что свои товары хорошие, а чужие какие-то не такие. Вологодское масло стало брендом, но значит ли это, что костромское хуже? Или хотя бы просто вызывает подозрение? Безусловно, ранее место происхождения продукта не имело решающего значения, важны были только качество и вкус.
Сегодня поддержка местного производителя может стать частью осознанного потребления, которое набирает обороты.

Маркетолог Сергей Славинский вспоминает, как в 1970-х годах английский автожурналист призывал к спасению британской экономики весьма простым путем — предлагал верхушке среднего класса с запасами в 200-300 тыс. фунтов купить себе «Роллс-Ройс». Потому как это сотни часов и сотни рук специалистов с самой высокой добавленной стоимостью, которым вы даете работу.
Тогда это не сработало, но сейчас поддержка местных производителей приобретает прагматический смысл. Рвутся не только глобальные цепочки. Изолированными оказываются регионы одной страны. Вчера грузовик с петербургскими номерами, который вез запчасти, не пустили в Москву, несмотря на полный комплект документов.
В этих условиях осознанное потребление перестает быть популизмом и поддерживает экономику родного края. Покупая местное, вы помогаете тем, кто дает за ваш счет работу десяткам и сотням специалистов, работающих здесь, в этом городе или регионе. Это значит, что они получат деньги за свой труд и накормят свои семьи, также принеся деньги в местный бизнес, купив товары и услуги.
Именно в этот момент встает задача идентифицировать местные продукты, товары, сделанные в родном регионе. Именно сейчас у программы «Сделано в Санкт-Петербурге» появится шанс на второе дыхание. Наши родители старались выбирать «Пискаревское» молоко, сладости от «Пекаря» и «Крупской», мясо от «Самсона». Неочевидный еще недавно постулат о том, что каждый проданный в Петербурге товар «Мираторга» — это удар по местным мясоперерабатывающим предприятиям, сегодня кажется важным как никогда. Будет сбыт — будут рабочие места.
Другое дело, что выбор локального, выбор отечественного может столкнуться с серьезной проблемой. Если местное будет дороже. На фоне падающих доходов подтолкнуть потребителя сделать вместо выбора по цене выбор по месту происхождения будет непросто.
Готовы ли окажутся местные жители покупать локальные сыры, огурцы, одежду или обувь на 20-50% дороже, чем доступные альтернативы из других мест? Вдумчивое и осознанное потребление — это прежде всего про помощь локальному бизнесу, который создает нам комфортную среду, платя налоги и развивая местную инфраструктуру. И чем меньше производитель — тем премиальнее его продукт. Избыточнее в качестве, выше по цене. И помогать надо именно ему.
Как только речь заходит о высокой цене, осознанность у многих улетучивается, а разговоры о поддержке локального производителя не превращаются в выбор «меньше, но лучше». И это тоже могло бы стать частью программы по поддержке локальной экономики. Давать льготы тем, кто покупает местное, субсидируя и поддерживая покупателя. Да, это противоречит законам свободного рынка, но в период усиливающегося кейнсианства у него и так не много шансов.
В соседней Финляндии этот вопрос решен весьма успешно. Знак Tehty Suomessa (сделано в Финляндии) известен многим петербуржцам. Синий ключ с финским флагом с 1965 года присваивается Финским союзом труда на 3 года компаниям, чьи товары минимум на 50% сделаны в Суоми. Качество и происхождение контролируются ежегодно. По примерам брендов Reima, Kuoma, Rukka, Luhta, Pentik, Marimekko, Ittala, Fazer мы видим, что цена на них часто выше, чем на иностранные аналоги, но финны предпочитают покупать местное, доверяя качеству и поддерживая своих. Это вряд ли можно назвать национализмом, скорее это ближе к патриотизму и стремлению выживать небольшой стране. Более того, преуспев с маркировкой товаров и услуг местного производства, финны пошли дальше и создали марки для разных групп товаров. Для пищевых товаров разработан знак в виде лебедя с надписью Ruoka omasta maasta — что означает «Еда из вашей страны». Для товаров, лишь разработанных на территории Финляндии, — Design from Finland. Это позволяет производить товары там, где стоимость труда ниже, но оставлять прибыль в стране разработки и стимулировать покупателей выбирать то, что разработано соотечественниками. Это сработало у финнов, это может сработать и у нас. Да, потребуется помогать, поддерживать, объяснять. Но, к примеру, «Сделано в СПб» и «С любовью из Ленобласти» может стать хорошим инструментом поддержания региональной экономики.
Если администрации российских регионов искали время для усиления поддержки локального производства — сейчас самое время.