Люди плохо умеют думать дальше, чем на шесть месяцев. В ходе эволюции в этом не было необходимости. Мыслями мы не переносились далее смены сезонов, готовясь летом к зиме, и наоборот. Психолог Хал Хершфилд подтвердил этот факт. Он исследовал проблему – в последние 10 лет американцы все реже редко копят на старость на фоне увеличивающейся продолжительности жизни, что странно.

Хершфилд провёл эксперимент. Испытуемым предлагали размышлять о себе настоящих, о себе будущих и о ком-то другом в настоящем. В это время ученые сканировали их мозг. Активность префронтальной коры предсказуемо росла в момент размышлений о себе здесь и сейчас. Мы вообще любим думать о себе. При размышлении о посторонних людях активность резко снижалась. При этом, к изумлению ученых, раздумывания о себе будущих вызвали столь же пассивную реакцию мозга, как и при мыслях о посторонних. Иными словами, для человека откладывать на старость – все равно, что отдать деньги незнакомцу. Мы будущие – такие же чужаки для нас самих, как случайные пассажиры в метро.

Я провожу много стратегических сессий и вижу, как участникам трудно и страшно размышлять о будущем. Оно кажется им лишь чуточку иной версией настоящего. Не удивительно, непохожее на завтра будущее, к которому ты не готов, пугает. Инструменты форсайта позволяют преодолеть это ограничение.

Мало кто знает что такое «форсайт», а из тех, кто знает, многие понимают его суть превратно. Бытует мнение, что это способ «предсказать будущее». Но футурологи на это всегда отвечают – предсказывают будущее гадалки и астрологи, к науке это отношения не имеет. В западном мире форсайт-сессии заказывают едва ли не все крупные компании, государственные и общественные организации. Что же такое форсайт, и чем форсайт, наоборот, не является?

Главный инсайт, который я получил, обучаясь техникам форсайта в калифорнийском Institute For The Future, IFTF («институт будущего») – будущего не существует. Нам часто ошибочно кажется, что оно предопределено. Что это новый эпизод сериала «жизнь», который уже снят, но еще не выложен. Это сильно искажает мыслительную оптику, особенно в бизнесе. Если будущее уже написано, нам уготована лишь пассивную роль – поточнее попытаться предсказать грядущее, чтобы отыскать в нем для себя местечко получше.

Все футурологические концепции сходятся в том, что будущего не существует, мы каждый день создаём его сами, своими действиями и решениями. Конечно, наши возможности влиять на него ограничены, но и не так малы, как может показаться. Все, что окружает нас, от произведений искусства до передовых технологий, создано людьми, которые не пассивно дрейфовали по жизни, а активно меняли мир вокруг себя. Выдающиеся предприниматели создавали уникальные продукты и бизнес-модели, меняющие мир. И я убежден, что любой предприниматель должен ставить перед собой подобные задачи. Другое дело, что слово «мир» можно трактовать по-разному. Для кого-то это – небольшая рыночная ниша, а для кого-то – все человечество.

Будущего не существует, но мы можем – и это очень полезно, – обсуждать его возможные сценарии. Форсайт – это набор концепций и инструментов, позволяющих в формате живого диалога группы лиц (сотрудники компании, отраслевые эксперты и тд.) вырабатывать такие сценарии, обсуждая их вероятность и возможное влияние на жизнь людей или конкретный рынок. А это открывает возможности для поиска креативных решений по приближению желательных сценариев и удалению нежелательных. По сути это техника задавания вопросов, благодаря которым участники, если не ленятся, начинают представлять себе мир, отличный от сегодня. И не имеет значения, будет ли мир таким, как они себе представляют, или нет.

Важно, что сама эта работа заставляет их смотреть на мир иначе. Креативность - это возможность посмотреть на привычное под другим углом. Именно этим и помогает бизнесу форсайт. Он не всегда срабатывает, потому что многих пугает будущее, не похожее на сегодня. Но если люди открытые, креативные, то все работает на ура. Другими словами, существует привычный для бизнеса брейнсторм и формат совещания, где люди могут сесть и попытаться представить, что будет с их рынком через год. В то время как форсайт предполагает особые техники, благодаря которым в форме игры сотрудники или эксперты раскрываются и смотрят на мир под другим углом. Благодаря этим техникам качество брейнсторма растёт в разы. В данном случае мы заглядываем не на год, а на 10 лет вперёд, потому что мыслительная оптика при годовом прогнозировании не работает. Всегда кажется, что через год будет то же самое, что и сегодня.

На сессиях мы строим сценарии, моделируя различные варианты изменений настоящего. И если группа креативна, это порождает большое количество инсайтов и идей, способных лечь в основу будущих продуктов или бизнес-моделей. Слово «различные» тоже важно. Еще одно распространённое заблуждение – что будущее это линейное продолжение сегодняшних трендов. Но опыт учит, что это не так (почитайте любые прогнозы пяти-десятилетней давности и улыбнитесь), и на форсайт-сессиях мы рассматриваем четыре архитипических варианта развития сегодняшних трендов.

При этом само размышление о будущем, а вовсе не сценарии на флипчартах, служит результатом форсайт-сессии. Поскольку будущего не существует, все сценарии – не более чем гипотезы. Но участие в сессии так мощно раскрывает творческий потенциал участников, что они выходят с нее не только с видением сценариев будущего своей отрасли, но и с идеями как его создать.

В России форсайт как дисциплина развит очень слабо. Нет ни книг, ни курсов, хотя в США и Европе этим занимаются целые институты и школы. Но в будущем (это мой личный форсайт-прогноз) этот замечательный инструмент будет использоваться все больше и больше.