1

В каких случаях подается претензия?

Если речь идет о взаимоотношениях между коммерческими организациями — то во всех случаях возникновения просрочки исполнения обязательств. В действующем Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок. То есть во всех случаях до обращения в арбитражный суд необходимо направить контрагенту претензию.

2

Сколько времени должно пройти после невыполнения одной из сторон своих обязательств, прежде чем можно было бы подать претензию?

Обычно стороны этот вопрос четко определяют в договоре, исходя из специфики выполняемых обязательств. В любом случае лучше направлять претензию не позже 5 рабочих дней с момента нарушения обязательства. Тут действует принцип: чем раньше направишь претензию, тем раньше получишь результат, вне зависимости от того, что это будет: либо фактическое исполнение обязательства, либо информация о невозможности исполнения обязательства, либо возможность обратиться в суд после неполучения ответа на претензию.

3

Какие требования есть к оформлению претензии?

В претензии указываются:

  • наименования и адреса сторон правоотношения;

  • основание возникновения обязательств (реквизиты договора);

  • обоснование возникновения просрочки обязательства;

  • само требование об исполнении обязательства (что вы просите).

Претензия может не называться «претензией», также необязательно указывать, что «в случае неудовлетворения претензии будем вынуждены обратиться в суд». Главное — чтобы по содержанию можно было однозначно определить, что это претензия.

4

Куда и как направлять претензию?

Направлять претензию нужно обязательно по юридическому адресу, так как юридическое лицо несет ответственность за получение юридически значимых сообщений по своему юридическому адресу. А также по адресу, указанному в договоре, если он отличается от юридического, известному вам иному адресу — адресу филиала, представительства или фактическому адресу местонахождения лица.

Направлять нужно Почтой России обязательно ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если стоит цель, чтобы контрагент как можно быстрее получил претензию, необходимо ее также направить курьерской службой, а ее скан — по электронной почте с официального электронного почтового ящика компании.

Вывод, исходя из сложившейся судебной практики по вопросу получения адресатом претензии: в любом случае претензию нужно отправлять Почтой России и по юридическому адресу компании.

5

Что делать после направления претензии?

После направления претензии отслеживать ее получение контрагентом. Это возможно онлайн по номеру отправления на сайте Почты России и на сайтах курьерских служб. 

После того как убедились, что контрагент получил претензию, отсчитываете количество дней, предусмотренных договором и/или указанных в претензии.

Если контрагент не получил претензию, нужно ждать информацию о том, что истек срок хранения почтового отправления и оно возвращено отправителю.

6

Если контрагент не реагирует на претензию, что делать?

Если контрагент не ответил на претензию в предусмотренный договором и/или претензией срок или не получил претензию и вы получили информацию о том, что истек срок хранения почтового отправления и оно возвращено отправителю, направляйте исковое заявление в суд.