В каких случаях подается претензия?
Если речь идет о взаимоотношениях между коммерческими организациями — то во всех случаях возникновения просрочки исполнения обязательств. В действующем Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок. То есть во всех случаях до обращения в арбитражный суд необходимо направить контрагенту претензию.
Сколько времени должно пройти после невыполнения одной из сторон своих обязательств, прежде чем можно было бы подать претензию?
Обычно стороны этот вопрос четко определяют в договоре, исходя из специфики выполняемых обязательств. В любом случае лучше направлять претензию не позже 5 рабочих дней с момента нарушения обязательства. Тут действует принцип: чем раньше направишь претензию, тем раньше получишь результат, вне зависимости от того, что это будет: либо фактическое исполнение обязательства, либо информация о невозможности исполнения обязательства, либо возможность обратиться в суд после неполучения ответа на претензию.
Какие требования есть к оформлению претензии?
В претензии указываются:
-
наименования и адреса сторон правоотношения;
-
основание возникновения обязательств (реквизиты договора);
-
обоснование возникновения просрочки обязательства;
-
само требование об исполнении обязательства (что вы просите).
Претензия может не называться «претензией», также необязательно указывать, что «в случае неудовлетворения претензии будем вынуждены обратиться в суд». Главное — чтобы по содержанию можно было однозначно определить, что это претензия.
Куда и как направлять претензию?
Направлять претензию нужно обязательно по юридическому адресу, так как юридическое лицо несет ответственность за получение юридически значимых сообщений по своему юридическому адресу. А также по адресу, указанному в договоре, если он отличается от юридического, известному вам иному адресу — адресу филиала, представительства или фактическому адресу местонахождения лица.
Направлять нужно Почтой России обязательно ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если стоит цель, чтобы контрагент как можно быстрее получил претензию, необходимо ее также направить курьерской службой, а ее скан — по электронной почте с официального электронного почтового ящика компании.
Вывод, исходя из сложившейся судебной практики по вопросу получения адресатом претензии: в любом случае претензию нужно отправлять Почтой России и по юридическому адресу компании.
Что делать после направления претензии?
После направления претензии отслеживать ее получение контрагентом. Это возможно онлайн по номеру отправления на сайте Почты России и на сайтах курьерских служб.
После того как убедились, что контрагент получил претензию, отсчитываете количество дней, предусмотренных договором и/или указанных в претензии.
Если контрагент не получил претензию, нужно ждать информацию о том, что истек срок хранения почтового отправления и оно возвращено отправителю.
Если контрагент не реагирует на претензию, что делать?
Если контрагент не ответил на претензию в предусмотренный договором и/или претензией срок или не получил претензию и вы получили информацию о том, что истек срок хранения почтового отправления и оно возвращено отправителю, направляйте исковое заявление в суд.