Штаб-квартира сети электроники DNS расположена далеко от Москвы — дальше просто не бывает. Обычно считается, что провинциальное происхождение мешает компаниям добиваться в России большого успеха. Однако это не мешает владивостокской сети, по одним оценкам, идти почти вровень с «М.Видео», а по другим — и превосходить его.

У вас уже годовой оборот под 200 млрд рублей, почти такой же, как у «М.Видео» до объединения с «Эльдорадо». Чем больше компания, тем больше завистников. Не страшно управлять такой махиной?
— Вообще никогда не думал о завистниках. Наверное, просто не нужно выпендриваться (улыбается). «Страшно» — тоже какое-то странное слово. Скорее ответственно.

Всякие IPO, продажи, выходы — это все московские штучки, у нас в провинции все проще, мы просто работаем, чтобы нас выбирали наши клиенты. 


Вам не предлагала группа компаний «Сафмар» купить вашу сеть? Готовы продать бизнес?
— «Сафмару» нет смысла нас покупать, вместе мы будем занимать больше 50% рынка, и этого точно никто не допустит. Да мы и достаточно хорошо разведены по рыночным нишам и скорее друг друга дополняем. Мы очень уважаем команду из «М.Видео» и рассматриваем строго как коллег по цеху. Что касается продажи, то вообще непонятно, о чем это. Всякие IPO, продажи, выходы — это все московские штучки, у нас в провинции все проще, мы просто работаем, чтобы нас выбирали наши клиенты. А клиенты для нас — это те, кто покупает у нас технику в магазине, а не те, кто покупает у нас бизнес. DNS не продается (улыбается).

Как, по вашему мнению, будет развиваться рынок электроники и бытовой техники?
— На мой взгляд, продолжится процесс укрупнения на рынке БТиЭ. Речь не только про «Сафмар», но и про «Евросеть» и «Связной». У оставшихся на рынке небольших региональных сетей нет особых конкурентных преимуществ. В маркетплейсы я особо не верю и считаю, что тема перегрета. В реальности флагман этого направления «Яндекс.Маркет» стал витриной серого рынка.

Эта компания ежегодно меняет юрлица, что вместе с низкими ценами «говорит о вероятности построения схемы обнала денег и контрабандного ввоза товара»


Вы перестали работать с «Яндекс.Маркетом». Считаете, это бесперспективный формат?
— На самом деле мне кажется, что сейчас на «Яндекс.Маркете» не очень хорошая ситуация. Нам там быть ни к чему. Непонятно, зачем этот формат нужен. Ситуация с «Плеер.ру» — очень показательная история. Эта компания ежегодно меняет юрлица, что вместе с низкими ценами «говорит о вероятности построения схемы обнала денег и контрабандного ввоза товара» (цитата из поста самого Алексеева в Facebook, после которого начался скандал. — Ред.). И сегодня это крупнейший клиент «Яндекс.Маркета»! Работа агрегатора зависит от структуры рынка. Он должен что-то агрегировать. А что он агрегирует? В России сейчас «М.Видео» и мы занимаем 50% рынка. И еще топ-10 игроков занимают 30% рынка. А что агрегирует «Яндекс.Маркет»? Я не понимаю. Я хорошо отношусь к «Яндексу». Это хорошая российская компания.

Ваш июльский пост в соцсети о «серовозе» Pleer.ru с несуществующим чеком компании не остался незамеченным. Он не только вызвал шквал обсуждений, в том числе и в прессе, но способствовал обыскам в компании, правоохранительные органы изъяли сопроводительные документы на товар. Не чувствуете ли для себя каких-то рисков?
— Никакого отношения к проверке Pleer.ru я не имею. С органами не контактировал, они на связь со мной не выходили. То, что не так давно писал пост про Pleer.ru, в контексте с уходом DNS с «Яндекс.Маркета» это простое совпадение. Ну и не нужно преувеличивать аудиторию, которая читает мои посты. Как появляются такие совпадения? Очень просто. Если вы разбираетесь в трендах и понимаете, что происходит, то угадать несложно. В России идет последовательная работа по обелению рынков. Можете считать, что это из благих побуждений, можете считать, что просто государству нужны деньги. Как хотите. Но факт остается фактом. Сначала Центробанк занялся серым банковским бизнесом (обналом и конвертом), потом налоговая ввела систему АСК НДС2 (контроль цепочек НДС), потом онлайн-кассы (оперативное отслеживание торговой выручки). Конечно, каждый раз были разговоры про перехваты потоков различными «силовиками», передел «крыш», «заказов конкурентов» и т.д. Но факт в том, что если вы просмотрели тренд, пытаетесь жить по старинке, то, увы, скорее рано, чем поздно, придется говорить какие-то глупости о «заказе» или «давлении на бизнес».

Почему MediaMarkt накрылся медным тазом? Неужели все дело в поговорке «Что русскому хорошо, то немцу смерть»?
— Во-первых, у него не было никаких конкурентных преимуществ по сравнению с российскими сетями. То же «М.Видео» лучше. Во-вторых, специфика работы немцев не очень хорошо подходила для работы на российском рынке. Каждый магазин сам по себе, отсутствие логистики. То, что хорошо работает в Европе, у нас — нет. Фактически MediaMarkt вышел захватить российский рынок без конкурентных преимуществ с более затратной бизнес-моделью.

Но в Европе MediaMarkt суперуспешен. Одна из первых сетей на рынке электроники, активно внедряющая инновации.
— Да, она заточена на Европу. У немцев хорошая бизнес-модель, но ничем не лучше российских сетей. Но если мы пойдем в Европу, то окажемся в аналогичной ситуации, потому что нам нужно будет что-то такое демонстрировать покупателю, чтоб его привлечь и быть лучше местных игроков.

Сколько сегодня у компании владельцев? Есть ли среди них новые или компания принадлежит основателям?
— У нас сейчас семь учредителей, никто не имеет больше 50%. Структура полностью прозрачна, никаких офшоров. И это все менеджмент компании. Если новые будут, то это опять же менеджмент компании.

У вас головной офис находится во Владивостоке. Менять прописку компании не планируете?
— Мы рассматривали в свое время варианты переезда офиса, но слава богу не стали этого делать. Решили не переезжать в центр, а сделать Владивосток центром (смеется).

Еще несколько лет назад вы избегали открываться в Москве, а сегодня у вас, судя по сайту, там около 70 магазинов и более 700 постаматов. Как чувствуют себя ваши московские магазины?
— Это неверная информация, у нас 20 магазинов в Москве, и это считайте, что нас там нет. В столице и без нас хорошо, много хороших и различных игроков.

Какие планы по Москве на будущее?
— У нас уже давно нет никаких планов по экспансии. Мы отплясываем от тех возможностей, которые у нас появляются либо не появляются. Если мы видим, что где-то можем быть полезными и это добавит ценность для клиента, то мы открываемся. В Москве все более-менее хорошо и с доступностью техники, и с продавцами, и так далее. Нам непонятно, чем мы можем быть там интересны клиенту, поэтому нет никакого желания там завоевывать рынок.

Планы по открытиям на этот год есть?
— У нас давно уже нет каких-то особых «планов на открытие». Мы работаем по всей стране, от Калининграда до Сахалина, от Северного Кавказа до Дудинки. Есть постоянный процесс улучшения сети — это да. Но период экстенсивного роста мы прошли.

За пределы России планируете выходить?
— Нет, мы не видим, какие у нас есть конкурентные преимущества. Увидим — будем думать.

Тогда какая у DNS стратегическая цель на ближайшие 3-4 года?
— У нас нет стратегии. Наша задача — быть еще ближе к клиенту и еще лучше угадывать его пожелания.

Можно писать стратегии сколько угодно. Но потом вдруг понадобится присоединить еще какой-то кусочек территории к нашей необъятной родине, и все стратегии могут пойти прахом. 


Вы, как и Дмитрий Костыгин (один из совладельцев Ulmart и др.), не верите в бизнес-планы?
— Не верю (улыбается). Можно писать стратегии сколько угодно. Но потом вдруг понадобится присоединить еще какой-то кусочек территории к нашей необъятной родине, и все стратегии могут пойти прахом.

В 2015 году из-за непубличности компании и сложной структуры собственности вы привлекли внимание проверяющих органов. Проверки длились больше года. Чем тогда дело закончилось?
— У нас никогда не было сложной структуры собственности или чего-то непрозрачного. Просто юридическая структура была большой, было много региональных дочерних компаний. Речь была скорее про непонятность для руководства проверяющих органов. «Как так? Такая компания и из далекой окраины?» Просто это было нетипично. Проверка шла долго, у нас проверяли все склады, весь товар, но мы рады, что с тех пор мы стали понятными, а проверка не выявила особых нарушений, хоть и была долгой и дотошной. Опять же сейчас сложились хорошие отношения, и в целом все хорошо.

С того момента вы изменили структуру компании? Как она сегодня выглядит?
— Структура компании менялась вслед за изменениями в бизнесе, развитием. Сейчас мы объединили все региональные юридические лица в одну компанию «ДНС Ритейл». Она едина по всей стране.

Какая сегодня у вас доля прямого импорта?
— Все так же не очень большая, примерно 10%. В основном это товар под нашей торговой маркой.

Как называется ваша частная марка и что под ней производите?
— Наша марка называется dexp. Под этим брендом мы производим компьютеры, бытовую технику, неплохо телевизоры продаются, аксессуары. Часть телевизоров мы производим в Петербурге на китайском заводе TPV Technology, а часть — на новгородском «Кванте». У нас около 10% выручки приходится на товары под нашей маркой.

Какие форматы сейчас развивает компания?
— У нас два основных формата: традиционный цифровой и расширенный с бытовой техникой. Но в любом магазине доступен полный ассортимент, как и при заказе через сайт.

Продажа электроники в Интернете растет. Вы площади магазинов уменьшаете?
— Нет. У нас два формата: первый — с бытовой техникой, второй — с цифровой техникой. У нас не такие огромные магазины, как, например, были у MediaMarkt. Мы стремимся, чтобы они все у нас были стандартными, но при открытии новых объектов исходим из собственных возможностей. Есть разные магазины по площади — и 1 тыс. м2, и больше.


DNS хочет сделать так, чтобы Владивосток, где у нас штаб-квартира и откуда мы не хотим уезжать, стал бы хорошим привлекательным городом, который должен развиваться и стать самым лучшим местом в России. И именно этим мы занимаемся.



Видела в соцсети, что DNS еще занимается и строительным бизнесом, сейчас идет сдача поселка коттеджей во Владивостоке. Почему вдруг это направление?
— Фраза, что мы занимаемся строительным бизнесом, не очень правильная. Это, конечно, бизнес. Но правильней будет сказать, что DNS хочет сделать так, чтобы Владивосток, где у нас штаб-квартира и откуда мы не хотим уезжать, стал бы хорошим привлекательным городом, который должен развиваться и стать самым лучшим местом в России. И именно этим мы занимаемся, а не строительным бизнесом.

Но строительное направление у вас коммерчески прибыльное?
— Несомненно! Это не благотворительность. Иначе нас надолго не хватит. Мы ведем сейчас несколько строительных проектов, вкладываемся в новые технологии. Проблема с недвижимостью — это самая вопиющая проблема, которая мешает Владивостоку расти. И мы хотим поучаствовать в решении этой проблемы. Портит, знаете ли, граждан квартирный вопрос. Во Владивостоке не хватает всего: и достаточного предложения по жилью, причем любого, и интересных проектов.

Вы очень активны в соцсетях и все время на что-то агитируете народ: то снег зимой расчищать, то благоустраивать заброшенный парк. Народ откликается?
— Да! Народ живо откликается. Владивосток — это город с прекрасными людьми!


Дмитрий Алексеев

Основатель и президент группы компаний DNS. Родился в 1974 году во Владивостоке. В 1996 году окончил факультет радиоэлектроники и приборостроения Дальневосточного государственного технического университета, в 2003 году — юридический факультет Дальневосточного государственного университета. В 2009 году получил степень МВА Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова.


Справка о компании

Компания DNS создана в 1998 году во Владивостоке и изначально занималась системной интеграцией. Крупнейшие владельцы — Дмитрий Алексеев, Юрий Карпцов, Сергей Мещанюк.  В кризис 1998 года корпоративный рынок региона просел, и владельцы компании переключились на розничный бизнес, тогда же во Владивостоке был открыт первый магазин. 

Выручка, по оценке INFOLine, в 2017 году составила 197,8 млрд рублей без НДС. Прибыль компании не раскрывается. На 1 августа 2018 года сеть насчитывала 1,4 тыс. магазинов в 586 городах России. DNS принадлежит завод по производству ноутбуков и компьютеров под Владивостоком.