В столицу Ирландии приехали полторы тысячи поставщиков, руководителей и собственников крупнейших DIY-сетей со всего мира: от Чили до Новой Зеландии, от Японии до Канады. В принципе мероприятие идеально подходит для нетворкинга, чтобы вся мировая индустрия была в едином контексте. С этой целью помимо приемов и банкетов была организована весьма насыщенная программа выступлений как самих представителей сетей, так и профессиональных спикеров и профессоров топовых бизнес-школ.

Разумеется, диджитализация в бизнес-среде стала сродни толерантности в западном обществе. Крайне неприлично отрицать или даже проявлять скепсис в отношении цифровой трансформации и подрывных технологий, способных уничтожить весь привычный ландшафт такой тихой и консервативной индустрии, как торговля товарами для стройки и дома.

Но, как и в случае с толерантностью, между принятием всем сердцем и публичными заявлениями у многих людей лежит пропасть. На панельной дискуссии ведущий задал вопрос руководителю одной из крупнейших мировых DIY-сетей: «Все общие слова про диджитализацию — это политика. Конкретно вы что делаете?» И тот обмяк, повторил свою мантру про трансформацию. Присутствующие в зале стали недоуменно, а многие и злорадно переглядываться. А этот руководитель продолжил, что он не верит в онлайн-продажи товаров для дома и все усилия они направят на то, чтобы загнать людей в свои магазины.

На сцену продолжали выходить разные красноречивые спикеры, которые зачастую очень артистично рассказывали, как корпорации — флагманы цифровой революции — выстраивают всеобъемлющие экосистемы и платформы, объединяющие абсолютно все сферы жизни, как они изменят мир, как искусственный интеллект будет лучше, чем мы сами, знать, что нам нужно, как у потребителя исчезнет свобода выбора, где и что покупать. У впечатлительных людей могло возникнуть ощущение надвигающейся антиутопии, воплощения сценария голливудских фильмов. У меня лично возникло впечатление, что грядет мир киберпанка, причем в ближайшие 5–10 лет.

Желание верить в мир без магазинов обратно пропорционально количеству магазинов в твоей сети.


Делегаты саммита невозмутимо слушали. Их хладнокровию есть простое объяснение. Пока ввиду специфичности инфраструктуры для торговли стройматериалами серьезных интервенций со стороны глобальных корпораций не произошло. Пока. Другая причина спокойствия — неверие в страшные картинки, нарисованные спикерами. Это неверие произрастает, собственно, от той самой инфраструктуры, которую ретейлеры уже построили и от которой отказываться совсем не хочется. Желание верить в мир без магазинов обратно пропорционально количеству магазинов в твоей сети.

Два дня подряд Кассандры продолжали вещать со сцены: «Все умрут, один Джек Ма останется». Платформы, у которых уже есть все клиенты нашей небольшой планеты, непременно поглотят и рынок стройматериалов. Нужно лишь немного времени, чтобы решить вопрос со складской инфраструктурой, отличающейся от одежды и бытовой техники. Но это, очевидно, вопрос решаемый.  Так что нас ждет мир, в котором будет всего один результат поиска, ибо поиск будет голосовым, и выдача его результатов тоже одна. Мир, где все будет персонифицировано под конкретного человека искусственным интеллектом. Мир со сквозной лояльностью и единым аккаунтом для всех сфер жизни. Мир, в котором профессиональная экспертиза продавца станет коммодити. Мир с арендуемой собственностью. Мир больших корпораций. Где здесь ретейлеры? Их здесь нет.

Cut out the middle man — девиз будущего. Это говорили приглашенные спикеры.

Как ни странно, никто из ретейлеров про инновации не рассказывал. Никто, кроме «Петровича». Мы тоже попугали миром без большого количества магазинов. Не являясь сторонниками цифрового радикализма, мы не верим в чистый «диджитальный рай» и «офлайновую пустыню», по крайней мере в ближайший десяток лет. Мы рассказали про наш Digital Room, про то, что и как мы собираемся противопоставить глобальным платформам, а вот это и есть самое главное. Видимо, неслучайно прямо со сцены российскую компанию назвали самой инновационной в своей отрасли. Видимо, неслучайно к нам подошла делегация из Японии и попросила сделать презентацию наших инноваций для японских DIY-сетей. Приятно гордиться своей страной, гордиться российскими инновациями, которые поражают супертехнологичных коллег из Страны восходящего солнца.

Аллилуйя, все предпосылки для революции созданы! Не хватает только бронированного вагона из Мексики.



Запомнился рассказ CEO американской ACE hardware Джона Венхуйзена про лидерство. Во-первых, потому что презентационные навыки были просто поразительны. Выступление на уровне TED. В России так мало кто может. Во-вторых, потому что он говорил о негативном бренде любого бизнеса. О том, что люди в Америке считают, будто бизнес создан и управляется богатыми, чтобы эксплуатировать бедных. Прямо ленинские тезисы. Его фирма провела анкетирование линейного персонала и задала простой вопрос: «Как вы думаете, сколько центов кладут в карман владельцы компании с каждого доллара проданного товара в качестве прибыли?» Результат поразил . Самый популярный: 66 центов. Аллилуйя, все предпосылки для революции созданы! Не хватает только бронированного вагона из Мексики. Но, конечно, шутки шутками, а американские ребята умеют работать и с этим, устраивая корпоративы, в которых топ-менеджеры выступают официантами для остальных работников.

Правда, одно выступление шло вразрез с происходящим. В 2040 году количество пожилых людей и людей старше 40 лет станет во всем мире  значительно больше, чем сейчас. Больше, чем молодых. Иными словами, гоняясь за миллениалами и изучая их загадочное потребительское поведение, надо помнить, что через 20 лет они станут солидными семьянинами с ценностями, мало отличающимися от нынешних 40-летних, а сегодняшние 40-летние превратятся в пенсионеров. И в состоятельных пенсионеров. Так что рынок будущего — это рынок старшего поколения. 

Весьма необычным оказалось выступление японского ретейлера. Необычно своим подходом. Во-первых, после цунами, во время которого погибли в том числе и два сотрудника компании, помогавшие эвакуировать посетителей, они стали уделять огромное внимание спасению. Не безопасности, а спасению людей. И установили батискаф прямо в торговом зале, который может автономно плавать в разрушительных волнах цунами и спасать людей. Батискаф! В торговом зале! Во-вторых, они обнаружили для себя новый рынок автономных источников электричества, работающих не от бензина, а от газовых баллончиков на случай катастроф. Размер рынка — десятки миллиардов долларов.

Мир меняется, и выживет не сильнейший, а наиболее быстрый. И DIY-индустрия очевидно разделилась на быстрых и тех, кто верен своим идеалам. Следующие несколько лет будут суперинтересными как с точки зрения развития технологий и платформ, так и с точки зрения изменения ландшафта всей нашей индустрии. Но те, кто запасется попкорном и намерен просто наблюдать за происходящим, будут смыты с рынка цифровым цунами в первую очередь.