В России официально/неофициально трудятся более 80% населения (включая пенсионеров и студентов). Большинство из них проводят на работе не менее 8 часов. Около 30% перерабатывают либо имеют специальные условия труда (сменный график от 12 часов). Работают в различных условиях: в магазинах, на стройках, в больницах, в офисах. Государственные ведомства внимательно следят за этой работой: производства и предприятия под пристальным контролем у налоговых служб, трудовых инспекций, прокуратуры. «Только ленивый нас не проверяет», — шутят представители малого бизнеса. Но в каждой штуке, как говорится, есть доля смысла. «Не проверяй вас, вы от рук отобьетесь!» — сетуют в ответ регуляторы. И «включают палки».

Над реальной профилактикой любого вида нарушений, которые происходят со стороны работодателей, мало кто задумывается. Чего не скажешь о любопытной инициативе Минтруда. На днях ведомством разработаны поправки в Трудовой кодекс, согласно которым «работодатель должен «обеспечить» учет микротравм, полученных работниками, а также рассматривать обстоятельства и причины, приведшие к их возникновению». Предполагается, что полученная информация поможет корректировать условия труда работников, так как большинство микротравм связано с недостаточным вниманием к технике безопасности на рабочем месте.

В разговорах с эйчарами я часто слышу много критики диспансеризации с единственным выводом: пользы от такой заботы нет никому.



Поскольку пока это лишь инициатива и для ее понимания необходим как минимум механизм реализации, отнесемся к ней как к фантазии. Если рассмотреть учет микротравм как истинную заботу государства о народе, то здесь важно не дойти до абсурда. Бежал в офисную столовую, подвернул ногу — микротравма? Можно обсудить принадлежность вины и профессиональную болезнь, в которую это микротравма может превратиться. Или сам характер и время появления микротравмы и злоупотребления, связанные с этим.

Но лучше вернемся к ключевой характеристике данных поправок — к заботе. У нас уже есть печальные примеры всеобщей заботы со стороны государства — программа диспансеризации населения. В государственных структурах это требование было обязательным. В коммерческих — на усмотрение работодателя. Кроме того, человек мог самостоятельно, вне зависимости от занятости, пройти диагностику. Какие результаты мы получили? Работают ли с данной аналитикой? В чем проявилась забота? В разговорах с эйчарами я часто слышу много критики диспансеризации с единственным выводом: пользы от такой заботы нет никому. Она не позволяет выявить скрытые заболевания, которые не проявляются в симптоматике. А сами сотрудники (мы говорим о том пласте, который следит за своим здоровьем) относятся к ней как к формальности.

Итак, о заботе и внимании к микротравмам. «Действующее законодательство не устанавливает обязанность работодателя принимать какие-либо меры в случае получения работниками микроповреждений, установлена лишь обязанность расследовать несчастные случаи на производстве — когда получены серьезные травмы или повреждения», — отмечают в Минтруде. Но что работнику мешает это сделать сейчас? Трудовые инспекции реагируют на все жалобы сотрудников, проверки организуются, казалось бы, даже по мелочам. Одна из компаний — членов HR-ассоциации, крупное пищевое производство, старается не выносить сор из избы и любые споры регулировать в стенах предприятия как раз для того, чтобы исключить частые внешние проверки и трудозатраты при подготовке к ним. На предприятии действует корпоративный портал, на котором можно пожаловаться на все — вплоть до невымытого пола или скрипящей двери. Недавно был случай, когда сотрудник поскользнулся на только что вымытом полу — упал, ушибся. Ничего критичного для здоровья… кроме синяка. Оставил жалобу — теперь мытье полов осуществляется за час до начала работы и через час после окончания. Законодатель в ответ на это говорит нам, что не все работодатели такие заботливые и ответственные, надо что-то делать с безответственными, которые скрывают от них, ведомств, огромное количество ушибов и ссадин сотрудников, полученных на рабочем месте. Нужно их выявить, тут же проверить и заодно, видимо, наказать.

Довольно странно внимание законодателей к этому вопросу именно сейчас, когда мы видим сокращение из года в год количества несчастных случаев на производствах (в среднем на 10% год). Да, летальные исходы вследствие травм остаются, и гораздо результативнее было бы работать над профилактическими мерами по их снижению до нуля. Если исключить коррупционную схему проверок и работать над тем, чтобы каждый работодатель понимал неотвратимость наказания, изначально не нарушал и постоянно корректировал условия труда для своих сотрудников, то и гибнуть вследствие производственных травм будут меньше.

Количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями сократилось, по данным Минтруда, за последние 10 лет в 2,3 раза. В 2017 году было зарегистрировано 1595 ЧП с летальным исходом.



В России каждый третий несчастный случай на работе — падение с высоты, а каждый пятый — дорожно-транспортное происшествие. Каждый из этих случаев предотвратим на 100%, но требует больших усилий для того, чтобы предотвратить само появление таких компаний на рынке. Ведь отсутствие страховки у альпиниста или неумение работать со строительным краном — это полная безответственность работодателя, который идет осознанно на риски возникновения несчастных случаев, и безалаберность сотрудника, который доверяет свою жизнь русскому «авось». Но такой путь работы более сложен для государственных ведомств, проще проверить и наказать.