В связи с обострением эпидемиологической ситуации в стране бизнесмены начали активно в соцсетях делиться мнением, какие возникнут проблемы в бизнесе, искать пути их решения, а также придумывать новые идеи для стартапов. MarketMedia публикует наиболее интересные мнения.
Скажу честно, предсказывая 1,5 месяца назад проблемы в экономике мира из-за эпидемии в Китае и совсем недавно — закрытие торговых центров, я не ожидал, что все будет развиваться так быстро. По экспоненте.
Сегодня можно и нужно попытаться предположить, что будет происходить в экономике дальше.
1. Крах многих авиакомпаний, отмена заказов у всей авиаиндустрии. Проблемы у поставщиков Airbus и Boieng.
2. Крах туристической индустрии.
3. Карантинные меры ударят по потребительскому спросу.
4. Существенные убытки у всей отрасли розничной торговли непродовольственными товарами. Одновременно рекордные показатели у продуктового ретейла и аптечных сетей, в онлайн-продажах.
5. Проблемы в недвижимости:
а) проблемы с торговой недвижимостью, вызванные проблемами в торговых сетях; снижение ставок, дефолты девелоперов, переход недвижимости банкам;
б) опыт удаленной работы снизит потребности в офисах;
в) проблемы в гостиничной индустрии по всему миру — из-за отсутствия туристов;
г) из-за нехватки свободных средств — снижение спроса и стоимости жилой недвижимости (медленно, не ранее чем через полгода).
6. Снижение спроса на многие товары из-за увеличившейся безработицы не даст спросу вернуться после окончания карантина (электроника, авто, ювелирка и др. отрасли).
7. Увеличение дефолтов по личным и корпоративным кредитам, проблема банковского сектора...
Ситуация будет развиваться примерно так вне зависимости от того, верите ли лично вы в эпидемию или нет. Это уже вообще не важно...
Что нас ждет в пик эпидемии в магазинах. Давайте рассмотрим на опыте Китая, что произошло с поставками во время эпидемии, так как это одно из самых уязвимых звеньев, на него очень сильно влияют ограничительные меры. Руководитель китайского подразделения американской продуктовой сети IGA Чжэ Цзэн рассказал, с чем столкнулись в его компании.
Оптовики по всей стране сообщили о потере более 50% водителей, так как они должны быть помещены на карантин после возвращения из «измученной провинции» или при пересечении границы провинции.
Опрос, проведенный среди транспортных компаний, показал 20%-ное снижение объема партии и 90%-ное сокращение партий с неполной загрузкой. Всего только 30% логистических транзитных маршрутов, таких как остановки грузовых автомобилей и консолидированные центры, остаются в рабочем состоянии из всех логистических центров.
Центры исполнения заказов (фулфилмент-центры) были перегружены бумажной работой, так как из-за карантинных мероприятий невероятно вырос поток запросов со стороны государственных органов всех уровней. Местные власти опасаются, что центры фулфилмента могут стать рассадником и источником распространения инфекции, и требуют невероятное количество различных бумаг, а также направляют предписания, на которые нужно реагировать.
Выросли продажи овощей в продуктовых магазинах — это стало следствием того, что закрылись рестораны и люди стали покупать продукты для готовки дома. Нужно иметь хороший запас этой позиции в ваших магазинах, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Примите в расчет рост этой категории в 2-4 раза по сравнению с обычной торговлей. Соответственно, вам понадобится больше грузового транспорта для этих категорий товаров.
Ретейлеры столкнулись с очень узким местом из-за нехватки персонала — это упаковка и сортировка овощей. Пока есть время, укрепите эту позицию, так как карантин вам не даст возможность набрать временных сотрудников, придется все делать собственными силами, а их будет очень мало для возросшего потока.
Ну что, друзья? Какие у вас мысли о коронавирусе в привязке к бизнесу? Понятно уже, что много на чем скажется, причем чаще всего не в лучшую сторону.
Я решил посмотреть на коронавирус как на корень будущих изменений и накидал несколько идей для бизнеса.
Например, ужин с друзьями по «Скайпу» (протестирую, но звучит уже забавно), совместный онлайн-просмотр кино с бегущей строкой-чатом. Мне кажется, что для всяких AppleTV точно годится. А потом можно и в кинотеатрах устроить. Или открыть магазин-лабиринт. Как в «ИКЕА», только чтобы покупатели шли последовательно по продуктовому маршруту и ни с кем не встречались по пути. Или, например, сделать офисную камеру со встроенным измерением температуры. Как только кто-то заболел, то сразу из офиса долой. Это на будущее. Можно то же самое сделать и для камеры в ноутбуке, чтобы он предупреждал, когда пора от экрана отползти.
Запустить производство няшных масок с персонажами из известных мультфильмов и фильмов (маска Дарт Вейдера, Шрека и т.д.).
Можно придумать абонентское обслуживание рестораном на дому, чтобы сейчас не ходить в людные места, но и с едой не заморачиваться. Отличие от того, что есть сейчас, — это заказ заранее на день или неделю вперед. Бизнес-ланчи с доставкой из тех ресторанов, где сейчас пустовато. В доставку или в ресторанах предлагать людям чеснок) — от коронавируса не спасет, но иммунитет укрепляет.
Если какая-то из идей нравится и хочется делать — делайте. Лишь бы на пользу. И вообще, давайте поддерживать друг друга, сейчас всем будет непросто.
При любом сценарии (закрытия ТРЦ полностью либо продолжении работы, но при минимальном трафике) доходы владельцев недвижимости будут снижаться. Поэтому девелоперам необходимо резко начать экономить на всех не жизненно важных статьях расходов, чтобы создать подушку безопасности на период кризиса. Очевидно, что первыми пойдут под нож маркетинговые расходы, необязательные вложения в capex (капитальные расходы. — Ред.) и затраты на содержание офиса.
Риски: поскольку нас ожидает «идеальный шторм», который затрагивает все сферы бизнеса, то мы увидим череду банкротств среди всех участников рынка. Начиная с 2014 года с рынка ушло большое количество марок из разных сегментов. Поэтому сейчас мы видим максимально однотипные ТРЦ с точки зрения состава арендаторов. По завершении кризиса мы увидим еще более плачевную картину.
Очевидно, пострадают все сегменты, но основными будут общепит (особенно гастроэнтузиасты с фуд-моллов, у которых нет подушки безопасности), все развлекательные концепции, туристические компании, а также арендаторы, продающие товары импульсного спроса, чья стабильность сильно зависит от поставок товаров из Китая. Fashion не сможет распродать весенние коллекции в полном объеме, но тут на помощь придет канал аутлетов и интернет-площадок, таких как Lamoda, Wildberries и др.
При этом в связи с падением доходности, вызванной снижением спроса, увеличением издержек из-за падения рубля и непрогнозируемых объемов продаж многие fashion-ретейлеры не смогут заказать оптимальный объем товара на следующие периоды, и мы увидим недозаполненные магазины. Это, в свою очередь, не сможет положительно повлиять на продажи.
Я хочу сформулировать ряд идей и подходов на будущее. Речь идет о сохранении инфраструктуры и системы работы малых, средних и больших компаний.
Безусловно, все мы, и частные лица, и предприятия, завязаны в гигантский клубок, в котором каждый должен каждому. Я буду говорить в первую очередь о ситуации в ретейле.
Цепочка проста: государство — банки — арендодатели — арендаторы (и их поставщики) — клиенты. Вся система проводит ток (деньги), только если работает каждое звено. Я не хочу говорить только о своем звене, это не просто эгоистично, это даже глупо. Если плохо будет клиенту, банку или арендодателю, то плохо будет всем. Рассматривать решение этой проблемы можно только с позиции независимого арбитра/ментора, роль которого должно на себя взять государство. Если этого не произойдет, то все участники только «передерутся» между собой и угробят друг друга.
Сейчас мы подходим к ситуации частичной/полной остановки работы ретейла и ресторанов, но и это не самое сложное. В конце концов, сидеть дома на карантине не так и сложно. Сложно будет потом, когда возникнет цепочка взаимных претензий, которая может привести к коллапсу и слому всей системы. Безусловно, если ничего не делать, то система придет в равновесие сама, но мы окажемся отброшенными в развитии на 10-15 лет назад. Поэтому я вижу задачу восстановиться максимально возможно и максимально быстро. В ретейле и сфере обслуживания работают миллионы людей, и закрытие бизнеса из-за штрафов (налоговых, арендных и т.д.) — это еще и потери сотен тысяч рабочих мест.
Теперь о том, что же мы можем сделать. Я взял несколько блоков/проблем.
1.Кредиты и проценты. Нужно ввести возможность пролонгации и/или замораживания платежей на период вынужденного закрытия и/или последующего восстановления. Это позволит арендодателям помочь решить следующую задачу по оплатам аренды арендаторами.
2. Аренда. На льготный период, имея послабления от банков, арендодатели получат возможность иметь меньшую арендную плату и продолжить операционную деятельность, сохранив «жизнь» арендаторов. Арендаторы же смогут в результате решить задачу и следующего блока.
3. Отдельным звеном стоит работа поставщиков и подрядчиков арендаторов. Это и агрокомплексы, и заводы, и цеха, и десятки тысяч малых компаний. Остановка работы ретейла вызовет, как эффект домино, крах всей производственной цепочки с сотнями тысяч рабочих мест.
4. И последний блок: доходы сотрудников — самый сложный в решении вопрос, так как не платить нельзя, а платить невозможно. Тут уже требуются краткосрочные послабления в области трудового законодательства, ведь вопрос стоит — или угробить компанию за 1-2 месяца, или пойти на заведомо сильное, но краткосрочное снижение доходов ради сохранения своего рабочего места. К сожалению, 100% ретейла оплачивает доходы сотрудников из текущей деятельности, и в случае непоправимого ущерба деятельности оплата может просто прекратиться.
5. Налоги. У каждого звена вышеупомянутой цепочки существуют нормативы практически по каждому налогу. Существует и система, которая отслеживает резкие их колебания для каждой компании. В условиях полной или частичной остановки выполнить эти нормативы будет невозможно, и именно тут нужна помощь и поддержка государства.
Если говорить в целом, то я вижу задачу в том, чтобы найти для цепочки государство — банки — арендодатели — арендаторы — клиенты решение win-win-win-win-win. Все мы знаем, что иногда тяжело найти ситуацию win-win и для двух игроков. Но кто сказал, что будет легко? Сейчас перед нами стоит задача совместно решать именно эту проблему пятикратного win, не искать виновных и не создавать неприемлемый ущерб для любой из сторон!