Проверяющие инстанции сегодня играют важную и порой непредсказуемую роль в ресторанном бизнесе. Если говорить о Роспотребнадзоре, то письма ведомства, которые вышли в 2020 году, носят рекомендательный характер. К сожалению, в Петербурге практика складывается таким образом, что рекомендации приобретают обязательный характер. Хотя в судебной практике других регионов ситуация иная. К примеру, в одном из кейсов Верховный суд Удмуртии пришел к выводу, что привлечение к административной ответственности за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора является необоснованным.

Да, все плановые проверки во время пандемии приостановлены. Однако запрет на них совершенно не исключает возможности проведения внеплановых рейдов, в том числе по жалобам отдельных граждан, органов прокурорского надзора и на основании обращений органов муниципальной власти.

В Петербурге государственные органы приготовили нам удивительный симбиоз «ковидных» рейдов, куда входит не только комитет по контролю за имуществом, но и Роспотребнадзор, полиция, представители ГУ МЧС по Санкт-Петербургу (особенно в сфере надзора за соблюдением правил пожарной безопасности) и Росалкогольрегулирования. В последние месяцы в состав таких рейдов стали входить и сотрудники следственных органов. При этом на законодательном уровне никак не урегулирован порядок формирования «ковидных» проверок и объем полномочий его представителей.

Как показывает наша практика по нескольким кейсам, при проведении таких рейдов надзорные органы, к сожалению, не только смотрят на соблюдение законодательства о защите жизни граждан во время пандемии и санитарно-эпидемиологических требований, направленных на борьбу с COVID-19, но и фактически начинают внеплановые проверки по всем иным областям. Такие рейды становятся причиной, по которой бизнес штрафуют либо приостанавливают его деятельность. Так, к примеру, в одном из кейсов при проведении проверки о нарушении посетителями заведения масочного режима и норм социального дистанцирования инспекционные органы в полном объеме проверили компанию на соответствие лицензионным требованиям и на соблюдение всех санитарно-эпидемиологических норм и правил в сфере общепита. Отметим, что при подобных рейдах велика доля субъективизма: количество СИЗ нередко не пересчитывается — их оценка проводится «на глаз», причем без учета СИЗ, выданных сотрудником по журналу. В некоторых случаях важнее оказывается детальное ведение журнала, чем фактическое соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и рекомендаций Роспотребнадзора.

Выявление работников с признаками инфекционных заболеваний, создание «входного фильтра», наличие санитайзеров и СИЗ, журнала учета температуры, которую необходимо проверять с периодичностью, установленной законодательством и рекомендациями Роспотребнадзора, — это основные позиции, на которые в первую очередь обращают внимание проверяющие органы. В части проведения дезинфекции помещения очень часто ведомства изучают не только журналы о ее проведении и ответственных лиц, но и сертификаты на те средства, которые используются, — рестораторам нужно быть готовыми к этому.

Не стоит забывать и про маркировку инвентаря. Нередко ведомства проверяют сертификаты, которые нужны на средства для обеззараживания воздуха. Важно, чтобы это было не просто оборудование по обеззараживанию воздуха, но и чтобы оно соответствовало всем требованиям. К примеру, если оборудование является не стационарным (а многие экономят и делают его перевозным), то в журнале должно быть зафиксировано, в какое время оно завезено в это помещение.

Тем не менее отчаиваться не стоит. Для начала мы рекомендуем внимательно изучить чек-листы с требованиями, которые предъявляются к предприятиям общественного питания по части пожарных органов, Роспотребнадзора, а также трудовой инспекции, и заблаговременно подготовиться к возможным проверкам.

В случае внезапного рейда обязательно следует посмотреть на удостоверение личности инспектора и ознакомиться с распоряжением или решением, на основании которого проводится проверка. Это важно сделать в отношении всех органов (включая следственные органы, полицию или прокуратуру). Необходимо убедиться в наличии у проверяющего соответствующих полномочий и оснований. Впоследствии выявленные нарушения и неточности могут помочь в оспаривании решений надзорных органов, если не в части отказа в привлечении к административной ответственности, то, по крайней мере, в части возможных сроков наказания. К примеру, в случае приостановления деятельности можно обосновать в суде наличие нарушений, неточностей и при предоставлении документов, устраняющих замечания проверяющих органов, в короткие сроки добиться прекращения административного наказания.

Глобальная задача рестораторов — проинструктировать всю команду своих заведений не только о тех или иных требованиях и рекомендациях Роспотребнадзора, но и о том, как вести себя при проведении проверок. Важно, чтобы персонал знал все требования надзорных органов и четко им следовал. В команде должна быть некая круговая порука, и если один сотрудник что-то не учел, то отвечать должны все. Это очень действенная мера, которая формирует взаимовыручку персонала и помогает заведению оставаться в тонусе.
Еще один важный момент. Если дело дошло до вынесения постановления, и мы говорим о его обжаловании, как правило, рестораторы идут в суд. При этом есть еще такая форма, как обращение в вышестоящий орган. Не нужно этим пренебрегать. Иногда, если в постановлениях есть явные «ляпы», можно сделать это гораздо быстрее, обратившись в вышестоящий орган.
Следуя этим правилам, рестораторы смогут минимизировать риск неблагоприятных последствий от внеплановых проверок. Как говорится, предупрежден — значит вооружен.