Ретейлеры придумали для себя интересный, набивший оскомину термин — экосистема. Была такая попытка приподнять свой бизнес от физической сущности магазинов до интернет-пространств и не очень понятных сущностей на тот момент. Я считаю, что «Азбука вкуса» — это давно уже не только физические магазины, потому что мы уже больше 20% оборота делаем за счет своего собственного производства. И это та часть «Азбуки», которой я бесконечно горд. Потому что то качество продукта, которое мы выдаем на рынок, абсолютно не имеет аналогов в магазинах. Когда мир стал весной меняться, мы сразу поняли это и на себе ощутили. Мы стали приспосабливаться. Если говорить про нашу интеграцию со всевозможными сервисами, с «Яндексом», Delivery club, «Самокатом» и т.д., она стала развиваться сама собой, возникла потребность.

Весной я говорил, что наш онлайн вырос с 3 до 4%. Если сравнивать декабрь-2020 и декабрь-2019, это уже около 5% от оборота. Еще наши продажи в партнерские каналы, в «Яндекс.Лавку», «Самокат», в b2b. Почти 3% от оборота составляет именно эта часть. Вообще, мы незаметно для себя стали довольно сильным игроком в b2b-сегменте. Компании, как ни странно, тоже потребляют еду, для своих сотрудников и для подарков. Это стало существенной частью бизнеса. Какие-то вещи для нас являются не очень профильными, например наше фермерское хозяйство в Калужской области со стейками травяного откорма. Идей разных масса.

Мы сильно больше, чем ретейл, мы довольно динамичны, а за последние год-полтора стали еще динамичнее. Сильной угрозы со стороны развивающегося интернета я не вижу, скорее возможности. Те же возможности «Яндекса» в привлечении трафика к нам — это очень круто. Это позволяет сделать более доступным тот классный продукт, который есть у нас. Не только товары собственного производства, а какие-нибудь уникальные позиции, которые не очень широко представлены на рынке. В том числе товары нашего собственного импорта, которые мы где-то по миру нашли и сюда притащили. Если посмотреть по количеству онлайн-продаж, по количеству трафика, который к нам привлекает «Яндекс», он уже превышает суммарный объем чеков во всех трех наших каналах. Я имею в виду наши доставку со склада, доставку из магазинов и экспресс-доставку.

Понятно, что «Яндекс» проигрывает по среднему чеку, он процентов на двадцать пять ниже, чем в нашей экспресс-доставке, в 2,5 раза ниже, чем в доставке из магазина. С этой точки зрения весь этот опыт у нас годами, потом и кровью нажит, обращайтесь, мы поможем. Почему у нас средний чек выше? Да потому что наше приложение удобнее и круче, чем «Яндекс.Еда», именно с точки зрения заказа еды из супермаркета. Оно же изначально делалось для заказа еды из ресторана, это тоже понятно. Так что интерес у нас взаимный, идет обмен мнением, идеями, бизнес от этого только выигрывает. Мы видим приток людей в наши онлайн-сервисы. Для меня абсолютно понятно, что сначала они приходят через сервисы-агрегаторы.

Из выступления на Гайдаровском форуме